Посвящаю моему дорогому учителю
Д-ру Рудольфу Штейнеру

Введение

История художественно-эстетической системы "Идеоформизм" началась в 1991 году. Тогда её создатель был кандидатом искусствоведения и работал в качестве доцента на кафедре, которой я заведовал в одном из государственных университетов Санкт-Петербурга. Поэтому становление системы и развитие её создателя проходили на моих глазах и при моём участии.
Я дал ему и творческий псевдоним Элиас из-за его сходства с библейским пророком Ильёй, поскольку в повседневной жизни пророк Илья, согласно эзотерической легенде, был простым и неприметным человеком по имени Новуфей, который в моменты вдохновения преображался настолько, что никто не мог его узнать в дерзновенном и  бескомпромиссном пророке.
Так и Элиас в повседневной жизни был прост и непритязателен в общении с коллегами и студентами, как Новуфей, а в моменты вдохновения - дерзновенен и бескомпромиссен, как пророк Илья.
Для успешной популяризации системы я до времени не называю имени её создателя, выступая в качестве его доверенного лица и квалифицированного эксперта, посвящённого во все детали системы и владеющего ею в целом.

Концепция

Как свидетельствуют памятники древности, человек обладал целостным восприятием явлений и процессов природы. Он воспринимал  не только их внешние, но и внутренние формы - идеи. Идеи позволяли ему понимать их имена как закономерности формирования этих явлений и процессов и  актуализировали в нём силы необходимые для их трансформирования.
До сих пор не забыты имена людей, которые могли изменять погоду (Гуан), климат (Лин) и времена года (Вэн), управлять стихиями природы (Кришна), дикими животными (Нарада) и т.д. Вместе с тем, они обладали несравненно большим здоровьем и долголетием, чем мы (Адам, Мафусаил, Ламех, Ной, Кришна и др.).

Но со временем только отдельным людям удавалось восстановить целостное восприятие явлений и процессов природы и использовать закономерности их преобразования на благо своего окружения. Они обучали этому своих последователей посредством религиозно-этических и философских систем.
На протяжении последних десяти столетий они создавали преимущественно научные и художественно-эстетические системы восприятия идейных форм природных явлений и процессов. По сравнению с их легендарными предшественниками, среди которых выступали основатели мировых религий и философских систем, они являются выдающимися представителями человечества: Гипатия, Абеляр, Луллий,  Фома Аквинский, Руставели, Жанна д’Арк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джордано Бруно, Галилей, Тихо де Браге, Кеплер, Френсис Бекон, Ньютон, Андрей Рублёв, Ломоносов, Бах, Моцарт, Бетховен, Вагнер, Шекспир, Гёте, Новалис, Пушкин, Лермонтов, Толстой, Ницше, В.Соловьёв, Скрябин, Штейнер, Моргенштерн, Шёнберг, Кандинский, Андрей Белый, М.Валошин, Валери, Бор, Гейзенберг, Бернштейн, Св. Архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский, Галактион Табидзе, Шённберг, Берг, Джон Леннон и Джарджи Баланчивадзе. Сегодня к ним можно отнести также Пола Маккартни, Элтона Джона, Бориса Болотова, Зураба Ртвелиашвили  и Элиаса.
За исключением Элиаса все они хорошо известны и не нуждаются в представлении. Поэтому  в дальнейшем я буду говорить только о Элиасе и его системе.

Разработанная Элиасом система целостного изображения природных явлений и процессов базируется на восприятии  их внутренних форм - идей и их целостном, реалистичном изображении. Её необходимо рассматривать в качестве наиболее востребованного сегодня достижения общечеловеческого значения и масштаба в развитии изобразительного искусства, которое с успехом может применяться практически во всех доминионах культуры. Произведения Элиаса позволяют каждому человеку не только воспринимать закономерности формирования изображаемых им явлений и процессов природы, но и актуализировать в себе силы необходимые для их трансформирования.

Мне остаётся в подтверждение своих слов только рассмотреть используемые Элиасом принципы восприятия идейных форм природных явлений и процессов позволяющие изоморфно воплотить эти формы в целостных, реалистичных изображениях квантовой живописи.


Морфология идейных форм природных явлений и процессов

Идею, в строгом соответствии с современной теорией познания, необходимо определить как свободную от преходящего и случайного "чистую форму" (В.Копнин) явления или процесса природы.
Воспринимать идейную форму явления можно эвристически  охватывая её в бесконечном множестве наблюдаемых реальных форм соответствия (Гёте). Но для этого необходимо, прежде всего, преодолеть субъективизм восприятия, скрывающий под формулой: "Я так вижу" несостоятельность нашего познания.
Для восприятия идейных форм явлений сегодня очень важно развивать мышление, которое в отличие от досознательного мышления древних можно назвать современным или личным мышлением, на простейших математических задачах, не допускающих субъективизма в решении.
В качестве простейшей задачи рассмотрим процесс умозрительного восприятия, а точнее видения умом идейных форм явлений, обладающих ограниченным количеством соответствий.
Если мы представим себе одновременно все эти соответствия и позволим им трансформироваться из одной в другую посредством нашей "точной чувственной фантазии" (Гёте), то обнаружим в своём сознании, динамически устойчивую  идейную трансформу явления. Подробно этот процесс рассмотрен во второй главе статьи "Наука и истина" : "Гносеология платонизма".


Методологические основы квантовой живописи

Идейная форма явления или процесса, существующая первоначально только "в голове" (Абеляр) художника (наподобие гомункулуса в колбе д-ра Фауста), постепенно охватывает своим формообразующим, динамически устойчивым полем его профессиональные навыки, инициируя их для своего воплощения в картине.
С этой целью Элиас использовал методы Н.А.Бернштейна:
1) актуализации профессиональных навыков художника в ориентации на идеальную цель (Ethos) и 2) целесообразной адаптации навыков художника в соответствии с индивидуальными особенностями воплощаемой идейной формы (Phatos).
По мере реализации этих методов художник перестаёт быть только художником. Он становится наблюдателем, под настойчиво целеустремлённым "ostinato rigore" (Леонардо да Винчи) взглядом которого происходит квантовый эффект, позволяющий материальному содержанию картины достигать такого состояния соответствия идейной форме, при котором она изоморфно воплощается в нём в целостном реалистичном изображении.

(Квантовый  эффект. См: http://www.youtube.com/watch?v=QgftgjykvLo). 

Леонардо да Винчи интуитивно использовал квантовый эффект в работе над своими уже законченными, по мнению его учеников, картинами. Он часами всматривался в них, не прикасаясь к ним кистью, так как материально ему уже нечего было к ним добавить. И это продолжалось изо дня в день до тех пор, пока у него не возникало ощущение их полного соответствия намеченной цели  -  "И увидел Бог, что это хорошо" (Библия, Книга Бытия, 1.12, 18, 25).



Механизмы воздействия колорита

Механизмы воздействия колорита как важнейшего формообразующего фактора произведений изобразительного искусства разработаны Элиасом на основании "Учения о цвете" Гёте и базирующихся на нём достижениях его выдающихся последователей - В.Кандинского, М.Волошиной-Сабашниковой и Г.Вагнера.
Невозможно переоценить психосоматическое воздействие цветов холодной и тёплой частей спектра на энергетический и кислотно-щелочной баланс внутренней среды организма реципиента.

Восприятие цветов холодной части спектра оказывает благотворное влияние на людей алкалозного типа, страдающих от избытка энергии в голове и в то же время от застойных явлений вследствие её недостатка в остальном теле. Эти люди при каждом удобном случае с неизменным постоянством устремляются на природу, где благодаря обилию цветов холодной части спектра находят себе временное облегчение.
При восприятии соответствующих живописных композиций Элиаса люди алкалозного типа освобождаются от избытка переполняющей их голову энергии, которая интенсивно изливается из головы в тело, очищая его "Авгиевы конюшни" от новообразований и других застойных явлений. Регулярное восприятие этих композиций позволяет людям алкалозного типа достигать стабильных результатов в плане восстановления как энергетического, так и кислотно-щелочного баланса.

Тогда как восприятие цветов тёплой части спектра оказывает позитивное влияние на людей ацидознозного типа, страдающих от недостатка энергии в голове и в то же время от её избытка в остальном теле, где она находится в будоражащей их моторику, хаотичной и безвекторной форме.
Люди ацидознозного типа - это в основном дети, любящие цирк, где они при ярком свете прожекторов жадно впитывают в себя тёплые цвета арены, или инфантильные взрослые, готовые круглый год ходить на митинги с транспарантами, расписанными красной и золотой краской, а также неизбывные романтики, предающиеся созерцанию осенней роскоши одетых "в багрец и в золото" (Пушкин) деревьев и собирающие огромные букеты из опавших листьев. Но всё это, к сожалению, оказывает им лишь временную поддержку.
При восприятии соответствующих живописных композиций Элиаса люди ацидознозного типа ощущают, как в их голову постепенно вливается недостающая ей энергия, проясняя сознание и память. Вместе с тем, и остальная энергия гармонично распределяется в их теле, укрепляя волю и самообладание, растворяя холестерин и другие отложения.
Регулярное восприятие этих композиций позволяет людям ацидознозного типа достигать стабильных результатов в плане восстановления как энергетического, так и кислотно-щелочного баланса.

К нарушениям баланса ацидозного типа относятся: аллергия, астма, депрессия, невралгия,  заболевание почек, парадонтит, склонность к простудным и вирусным заболеваниям, ринит, себорея,  шизофрения,  язва 12-перстной кишки, язва желудка, ощущение  неуёмного голода и др.

К нарушениям баланса алкалозного типа относятся: гипертония, атеросклероз, кардиомиопатия, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда,   диабет, желчекаменная и мочекаменная болезнь, дистрофия сетчатки глаз, гепатит, коллагеноз, хронический запор, ожирение, онкологические заболевания, остеопороз, подагра, псориаз, идиотия, радиационное и лазерное поражение, кариес,  ощущение неукротимого аппетита и др.

Использованием механизмов воздействия колорита изображения Элиасом достигаются заслуживающие внимания результаты в профилактике и лечении острых и хронических заболеваний как ацидозного, так и алкалозного типа.


Механизмы воздействия размера

Целостное изображение явлений и процессов природы неразрывно связано в произведениях Элиаса с их размером, который варьируется в диапазоне от нескольких сантиметров до нескольких метров.
Для осмысления общих взаимосвязей между размером изображаемого и изображением существуют только три позиции  -  сохранения размера изображаемого в изображении, его увеличения и уменьшения. Первая позиция является позицией баланса. К ней непосредственно примыкают две другие, и чем ближе, тем сбалансированнее и устойчивей.
Очевидно, что с увеличением размера изображаемого в изображении действует центробежная тенденция его расширения. Соответственно, с уменьшением изображаемого в изображении действует центростремительная тенденция его сжатия.

Побуждением к разработке этой темы Элиасом послужило изображение Юлия Цезаря на государственных монетах Римской империи, выпущенных им в 49 г. до Р.Х. До него в римском культурном мире никто не отваживался из страха перед богами запечатлевать себя на монетах.
Анализ изображения Юлия Цезаря на монетах позволил обнаружить чётко выраженную тенденцию его благотворного воздействия на людей алкалозного типа, которыми тогда были преимущественно римские патриции и, соответственно, они же являлись и основными обладателями этих монет.

Как известно, основная проблема римских патрициев того времени состояла в том, что они не могли насытиться даже во время продолжительной трапезы, несмотря на большое разнообразие и количество поглощаемой ими пиши. Не помогало им мнократное механическое освобождение желудка.
Тогда как изображение Цезаря на монетах вызывало у патрициев ощущение насыщения. Размер изображения Цезаря на монетах воздействовал на них потому, что он фиксировал центростремительную тенденцию сжатия его реального размера. Это непроизвольно вызывало у патрициев заполнение головы энергией, которая до этого хаотично была рассеянна в их теле и не позволяла им удовлетворить свой неукротимый аппетит выдававший в них несомненных потомков Ромула и Рема.

Вместе с тем, Элиас обнаружил ещё одну причину насыщающего воздействия этого изображения Цезаря на людей алкалозного типа. В отличие от традиционно изображаемых на монетах независимых от человеческой пищи богов, изображение человека зависимого от пищи  эгоморфно воспринималось патрициями и оказывало на них насыщающее воздействие. Аналогичным образом воздействует и сегодня на людей алкалозного типа маленький крестик с изображением распятого на нём Христа, который принимал человеческую пищу.

По-видимому, именно решение основной проблемы патрициев и побудило Сенат, впервые за всю историю существования Рима, в 47 г. до Р.Х. наделить Юлия Цезаря саном Понтифика (Pontifex Maximum), а в 43 г. обожествить.

В свою очередь, изучение монументальной скульптуры на площадях Рима позволило Элиасу констатировать их благотворное влияние на проводивших там большую часть  времени людей ацидозного типа - преимущественно плебеев и рабов. Монументы фиксировали центробежную тенденцию расширения реальных размеров изображаемого. Эти монументы способствовали распространению избыточно сконцентрированной в их головах энергии на остальное тело, что позволяло им наряду с описанными выше нарушениями баланса преодолевать ощущение неуёмного голода. Однако, эта застоявшаяся в головах энергия была полностью пронизана эгоизмом, направляющим их к активной и целенаправленной деятельности, благодаря которой они становились революционерами.

Рассматривая все эти взаимосвязи в современных условиях, необходимо различать специфику воздействия монументальных строений типа сталинских домов или многоэтажек и произведений монументальной скульптуры. Сталинские дома и многоэтажки, наряду с описанными выше свойствами, вызывают в качестве баланса у находящихся в них людей чувство страха от переживания высоты, что позволяет людям ацидозного типа удерживать все проявления эгоизма в границах собственной личности. Тогда как монументальные скульптуры и триумфальные арки Санкт-Петербурга (не случайно именуемого колыбелью трёх революций) и Москвы, будучи лишены такого баланса,  обращают толпящихся на площадях людей без определённого рода деятельности и образования в революционеров, которые на наших глазах превращаются в амбициозных чиновников, исполненных духа неуёмного как их голод стяжательства.


Портреты обеспечивающие бессмертие

В отличие от других картин, индивидуальный портрет работы Элиаса не имеет материального эквивалента, поскольку воплощает в себе духовную сущность своего оригинала. Стоимость портрета определяется самим заказчиком в зависимости от его личной самооценки и материальных ресурсов.

Однажды мне довелось участвовать в таком процессе оценки заказчиком стоимости своего индивидуального портрета, т.к. Элиас попросил меня ему помочь с приёмом заказов. Именно в этот день, заказывая мне свой портрет, клиент заметил: "Я знаю о свойстве индивидуального портрета работы Элиаса обеспечивать бессмертие своему оригиналу и готов заплатить за него любые деньги". Его замечание очень удивило меня, поскольку об этом свойстве индивидуального портрета не знал никто, кроме Элиаса и меня. Уже достаточно широко известны были  случаи излечения индивидуальными портретами своих оригиналов от заболеваний, считающихся неизлечимыми, и даже случаи их защиты от насильственной смерти, но о бессмертии, а точнее о нерегламентированном долголетии, речь шла впервые.

Будучи наслышан о значительном состоянии моего клиента и раздражён опрометчивостью сделанного им предложения, я назвал ему сумму, соответствующую скорее стоимости его бессмертия, чем портрета. Но он так легко и быстро с ней согласился, что я невольно подумал, что он, по-видимому, ещё богаче, чем о нём говорят.

И только в процессе работы Элиаса над его портретом я стал догадываться об очень высоком уровне духовного развития моего заказчика, позволившем ему самостоятельно распознать важнейшее свойство индивидуального портрета. Проверяя свою догадку, я мысленно представил себе ряд незначительных изменений в непосредственно окружающем его пространстве, которые мог заметить и преобразовать только человек предполагаемого мною в нём уровня развития, и тотчас отправился посмотреть, смог ли он это сделать. 

Он поджидал меня в вестибюле своего дома и после очень сдержанного приветствия предложил самому проверить преобразование им моих представлений в связи с ним. И когда я это признал, заявил с наигранным пафосом: "Как видите, и мы кое-что умеем!". От прежнего напряжения не осталось и следа. Мы от души рассмеялись и с большой симпатией пожали друг другу руки. Он показал мне некоторые достопримечательности своего дома, не уступающего ни по размеру, ни по великолепию Букингемскому дворцу. Затем, созвонившись с Элиасом, мы отправились в его мастерскую посмотреть на портрет. В пути он показывал мне феномены своей духовной практики, такой сложности и силы, которые из моих знакомых мог воспроизвести только Элиас.

Когда я их представил друг другу, оказалось, что они давно знакомы и не нуждаются во взаимном представлении, хотя в этом воплощении и встречаются впервые. Их общение напомнило мне общение королей из сказки Гёте "О зелёной змее и белой лилии".

После этой встречи мы посещали друг друга, вначале под всевозможными предлогами, а позднее уже и без предлогов и даже без предварительной договорённости. В связи с изменением наших отношений Элиас решил презентовать нашему новому другу его портрет. Я поддержал его решение. Наш новый друг, принял с благодарностью подарок Элиаса, т.к. это имело для него принципиальное значение.


Характер воздействия картин Элиаса

Целостное изображение, колорит и размер наделяют картины Элиаса способностью гармонизации внутреннего состояния и внешних обстоятельств жизни их обладателей. Картины становятся для них источником здоровья и долголетия, каким обладали люди в древние времена.
У детей и подростков восприятие живописных композиций Элиаса развивает концентрацию внимания и универсальную память, что необходимо для успешной учёбы, и способствует преодолению у них зависимости от телевидения, компьютерных игр, интернета и т.п. явлений, а также решению проблем, связанных с переходным возрастом и с преобразованием девиантных форм поведения (преступных наклонностей, сквернословия, клептомании, вандализма и т.д.).
Однако, наиболее значительных результатов Элиас достигает в индивидуальном портрете. Безусловным достижением индивидуального портрета работы Элиаса является то, что он позволяет своему оригиналу видеть не только последствия своих поступков, но и своих намерений.

В качестве основы разработки темы индивидуального портрета Элиас использовал феномен написанного М.Волошиной-Сабашниковой под руководством д-ра Р.Штейнера портрета австрийского мальчика Юргена Теберата, который в 12-летнем возрасте не мог говорить и почти не реагировал на происходящие вокруг него события. Этот портрет, будучи помещённым в комнате мальчика, в течение нескольких недель вывел его из состояния невменяемости и обнаружил в нём незаурядные способности. К семнадцати годам Юрген Теберат окончил школу и институт. Он считал М.Волошину-Сабашникову своей второй матерью и в совершенстве овладел русским языком. В середине 80-х Ю. Теберат  посетил Ленинград. Во время своих открытых лекций по педагогической майевтике он производил на слушателей неизгладимое впечатление человека, излучающего, подобно Пифагору, не только духовный, но и физический свет.

Элиасу довелось с ним работать с 1990 по 1993 год  на международном педагогическом семинаре, посвящённом подготовке учителей средней школы по системе д-ра Штейнера. Этот семинар был организован в Санкт-Петербурге на базе Российского Государственного Педагогического Универститета им. А. И. Герцена. Кроме Юргена Теберата, на семинар были приглашены лучшие педагоги из Германии, Австрии, Швейцарии, Голландии и США. Должен сказать, что Юрген Теберат (студенты называли его Юрием Ивановичем) в этой блистательной когорте профессионалов был, несомненно, самым выдающимся педагогом.



Симон Киквадзе
г. Санкт-Петербург
31.01.2020г.     
                                                        


Идеоформизм -
система целостного изображения
природных явлений и процессов
как основа квантовой живописи