Глава II

АЗБУКА ПОСВЯЩЕННЫХ

Сокрытые за образами дней творения принципы божественного творчества осознавались древними посвященными как формообразующие силовые поля, каждое из которых производит и организовывает соответствующую ему субстанцию. Посвященные определяли их как твердь, воду, воздух и огонь или тепло. Они не отождествляли их с элементами, но рассматривали как аналогичные им. Эти формы субстанции мы определяем сегодня как формы ее различных агрегатных состояний. А формообразующие их силы - как силы образования и преобразования агрегатных состояний..
Под субстанцией  твердь издревле понималось такое состояние ее образования, при котором достигалась предельно устойчивая форма остановки движения. Силы ее формирования всецело проявляются в центростремительной тенденции концентрации, сжатия и поглощения движения. Эта же тенденция проявляется в формообразующих состояние субстанции воды силах. Силам же, образующим состояние субстанции воздуха и тепла, свойственна центробежная тенденция.
Исходя из формообразующих тенденций организации состояний субстанций, можно говорить о возникновении полюсов, соответственно, и об образуемом ими поле взаимодействия, в котором исходящие из центра формообразующие субстанции огня (или тепла) преобразуются в формообразующие силы воздуха и распространяются вместе с ними в единой центробежной тенденции. Эти силы, преобразовываясь далее, порождают формообразующие силы воды и тверди и, охваченные их центростремительной тенденцией, внедряются в них и поглощаются ими, достигая динамически-устойчивого равновесия и концентрации в состояниях субстанций воды и тверди.
Каждая формообразующая сила порождает соответствующую субстанцию. Описываемый процесс образования и преобразования субстанций достаточно очевиден на взаимодействии субстанций тепла, воздуха, воды и тверди.. Можно непосредственно наблюдать преобразования субстанции в обоих направлениях, как в преобразованиях воздуха в воду и затем в лед по мере ослабления формообразующих сил тепла - в эволюционной тенденции, так и в преобразованиях льда в воду и затем в воздух по мере усиления формообразующих сил огня - в инволюционной тенденции.
Возникающее в результате преобразования формообразующих сил и их взаимодействия силовое поле обнаруживает полярную структуру, обладающую жизненной функцией. В этом поле последовательно образуются минералы, растения, животные и человек. Поэтому его поле принято определять как биополе или жизненное поле Земли. Оно содержит, как уже отмечалось, четыре основных рода сил или принципа формирования субстанций тепла, воздуха, воды и тверди, которые в свою очередь подчинены двум тенденциям их распространения и воздействия - центробежной и центростремительной.
Принцип формирования твердого состояния субстанции выражается во многообразии жестких и статических структур, каждая из которых является основой формосодержательной определенности многообразия разновидностей природы минералов.
Принцип формирования растения преодолевает принцип организации минеральной природы и преобразует ее через внедрение субстанции воды во многообразие форм природы растений.
Принцип формирования животных, в свою очередь, преодолевает принцип организации растительной природы и преобразует ее через внедрение субстанции воздуха во многообразие форм животной природы.
И, наконец, принцип формирования человека, преодолевая принцип организации животной природы, преобразует ее через внедрение тепловой субстанции во многообразие форм собственно человеческой природы.
В последовательности становления этих форм структурирующий принцип каждой последующей формы, преодолевая структурирующий принцип предыдущей, использует в качестве основы преобразованную ею субстанцию, обнаруживая соответствующий ей творческий импульс Божественного Слова.
Так Божественное Слово обретает в минеральной природе своего рода остановку центробежной тенденции движения и поворот ее к центру. И уже в центростремительной тенденции осуществляется Им первичная объективация в форме синкретного единства творения. Эту форму издревле определяли как музыку сфер и рассматривали в качестве основы синтеза последующих форм творчества.
Первая форма синтеза осуществляется в образовании растительной природы, в которой объективируется ритмический  прототип движения, охватывающий все многообразие ритмических типов растительной природы. В нем Божественное Слово достигает Сознания Собственной волевой или телесной природы в качестве Самосознания Первого Логоса, или Бога Отца.
Вторая форма синтеза осуществляется в образовании животной природы на основе уже преобразованного растительной природой формосодержания, в которой объективируется гармонический прототип движения, охватывающий все многообразие гармонических типов животных. В нем Божественное Слово достигает Сознания Собственной эмоциональной, или душевной природы в качестве Самосознания Второго Логоса, или Бога Сына.
И, наконец, третья форма синтеза осуществляется в образовании человеческой природы на основе преобразованного животной природой формосодержания, в которой объективируется мелодический прототип движения, охватывающий все многообразие типов человеческой природы. В нем Божественное Слово обретает сознание собственной мыслительной, или духовной природы в качестве самосознания Третьего Логоса, или Бога Святого Духа.
Издревле морфология основных форм синтеза природных явлений рассматривалась в плане взаимодействия организующих субстанцию принципов.

Рис. 1
























Но поскольку человеческая форма охватывает собой все формы синтеза природы в их прототипах движения, в ней может быть осуществлен их целостный синтез, приводящий к возникновению в человеке специфической способности к интеграции всех взаимосвязей природы в форме их проекционных соотношений. Эта способность обладает самовыражением в слове и определяется издревле как сознание человека. В ней Божественное Слово достигает Сознания Собственной Целостности в качестве Самосознания Триединства Логоса, или Божественного Триединства.
Через эту способность человека возникает возможность целостной объективации Божественного Триединства Творца, Его целостного воплощения в творении в форме Своего полного подобия в звучащем человеческом Слове.

В мистериальной мудрости каждый принцип определялся в соответствии с производимой им субстанцией как эфир:
1. тепловой;
2. воздушный или световой;
3. водный или звуковой;
4. жизненный.
В своем взаимодействии эти четыре рода эфиров подчиняются полярным тенденциям в общеориентационном плане. Формы непосредственного взаимодействия жизненного и водного эфиров - это растения. Они не охватывают собой принципа полярности. Последний воздействует на эти формы как бы извне. Поэтому они определяются как собственно эфирные формы.
Когда же их взаимодействие охватывает в себе принцип полярности, оно начинает внутренне его выражать в формах животных. Эти формы в их современном понимании определил впервые Парацельс как астральные или звездные, поскольку в них превалирует отождествляемый им с кругом эклиптики, или с зодиакальным, животным кругом, полюс периферии.

И, наконец, формы, в которых полюс периферии охвачен и уравновешен другим, отождествляемым с центром , или с движущимся в центре круга эклиптики солнцем, определялись как человеческие. Эти формы, охватывая оба полюса творения, выражали в целостном образе полное подобие Самого Творца в Его Основе, или потенции - Бог Отец, воплощении - Бог Сын и взаимопереходе - Бог Дух Святой, и осуществляли в соответствующих силах и способностях человека Его творческую Волю, Чувство и Мышление.
Становление этих способностей и сил осуществилось путем последовательного и постепенного овладения человеком тройственной природой своего звучащего слова. В его волевой - ритмической основе, в эмоционально-интонационном проявлении и в его мыслительно-мелодической взаимосвязи всех составляющих. Из овладения человеком тройственной природой слова возникает возможность целостной объективации в его слове Самого Божественного Слова. И этот процесс осуществлялся в нем изначально и сохраняется до сих пор. К его постижению приходит сегодня каждый человек в процессе целостного познания своего звучащего слова, включающего в себя наряду с сознательной фазой познавательного процесса также и досознательную его фазу. И если сознательная фаза познавательного процесса хотя бы фрагментарно изучена, то досознательная его фаза не изучена вовсе. Поэтому имеет смысл в предельно сжатом очерке ее изложить.
Досознательная фаза, или intentio prima познавательного акта в ее исходной фазе осуществляется в форме реакций внутренней природы человека на внешние воздействия. В этих реакциях непосредственно и четко проявляют себя, уравновешивая внешние воздействия, волевые выражения внутренней природы человека. В волевых выражениях осуществляется дифференциация его изначально неопределенной и непрерывной внутренней природы в форме  отношений. Однако в них еще отсутствует определенность взаимосвязей, соответственно, и определенность качественного критерия побуждающих эти реакции внешних воздействий. Определенность эта достигается установлением соответствий между волевыми выражениями внутренней природы человека и побуждающими их внешними воздействиями посредством ритмичного инстинктивно-волевого изживания взаимосвязей между ними.
Таким образом, полагается начало и дифференциация изначально неопределенной и непрерывной для восприятия человека внешней природы.
В процессе взаимодействия описанных тенденций осуществляется их объективация в "прадревней волевой речи" человека. В ней "слова изначально выражали процессы человеческих реакций, то, что человек побуждался делать под влиянием мира". А органом выражения этой речи были его движения.
Изначально человек был предрасположен "к восприятию в жестах, в беззвучных средствах выражения и к подражанию им собственным аппаратом движения, и таким образом он мог понимать без физически слышимой речи" .
Такова специфика исходных форм дифференциации изначально неопределенного и непрерывного единства внутренней и внешней природы человека.
Объективацию этой фазы необходимо определить как объективацию достигающего в нем самосознания высочайшего принципа человека - Первого Логоса, или Бога Отца.
В следующей фазе досознательного познания при сохранении структуры описанных процессуальных взаимосвязей внутренней и внешней природы человека, специфика его познания претерпевает чисто содержательное изменение.
Волевые выражения реакций внутренней природы человека на внешние влияния утрачивают свой изначальный безусловно-рефлексивный характер. Они все более удерживаются его внутренней природой от соответствующих проявлений в "аппарате движений". И удержанные волевые выражения человека обретают новые формы. Они становятся выражением его чувств, или "речью чувств".
Таким образом "волевая речь претерпевает метаморфозу. Слово становится выражением симпатии и антипатии для человеческих чувств и ощущений вообще. На место волевой речи выступает речь чувств" . В речи чувств осуществляет себя первичная форма классификации многообразия отношений волевой речи человека и выражается она в форме гласных. В этих формах гласных проявляется классификация многообразия отношений внутренней природы на внешние воздействия. Она может быть описана из соответствия музыкальных тонов как интервалов звукового ряда отношений "языка воли" гласным фонемам:
" до - прима - у
   ре - секунда - о
   ми - терция - а
   соль - квинта - е
   си - септима - и "
Исследование эмоционально-смысловых соответствий музыкальных тонов и гласных позволило Рудольфу Штейнеру восстановить исходные формы волевых выражений пра-древнего языка воли.
Однако, в плане нашего рассмотрения представляет также интерес выявление качественно-содержательной природы этих соответствий в плане выражения в них конкретных форм классификации многообразия отношений волевой речи человека.
Классификация многообразия отношений  волевой речи осуществляется в содержании внутренней природы человека уже независимо от содержания его внешней природы. Однако, только при посредстве последнего могут быть установлены качественно определенные области их соответствий. В них многообразие отношений волевой речи конкретизуется до уровня классов соответствий и выражается в форме согласных звуков.
Эту фазу познавательной деятельности необходимо определить как выражение достигающего в ней объективации другого принципа человеческой души - Второго Логоса, или Бога Сына.
Последующее развитие процесса познания достигается посредством метаморфозы "речи чувств" в "язык мышления". Осуществляется эта метаморфоза посредством осмысления "речи чувств" в звучащем человеческом слове.
Исторически это было осуществлено лишь древними греками. И поскольку мудрость классификации отношений в форме гласных "речи чувств" культивировалась в Мистериях Колхиды, она была там заимствована древними греками. Ее символ - золотое руно.
На основании этой мудрости классификации отношений "речи чувств" древними греками достигается их последующее преобразование "в правила отношений" чистых понятий и идей "языка мышления". Обозначение силлогизмов гласными - очевидная манифестация их генезиса.
Как и в предыдущих фазах intentio prima качественная определенность познавательной специфики "правил отношений" выявляется посредством рассмотрения в их призме содержания внешней природы человека.
Достигаемая при таком рассмотрении конкретизация "правил отношений" осуществляется в соответствующих им областях множеств в двух возможных формах: 1)  в общих понятиях; 2)  в идеях; и охватывает содержательный план внешней природы вплоть до частных и единичных явлений.
Чисто содержательная природа частных явлений обнаруживается в общих понятиях. Формосодержательная же природа единичных явлений - в идеях. Обе эти конкретизации взаимодополняют друг друга в Платоне и Аристотеле, и, изживая единую познавательную основу - отношений "чистых понятий и идей", приводят к указанной метаморфозе "речи чувств" в язык мышления как откровение Божественного Слова. И в этом языке мышления достигается объективация Третьего Логоса, или Святого Духа.
Такова структура и процессуальная специфика intentio prima, на основании которой может быть уже развернута осознанная познавательная деятельность человека - intentio secunda. Задача последней сводится, по существу, к постижению описанных выше фаз intentio prima, и как форм непосредственной объективации, соответственно, Самосознания Триединой Божественной Сущности. Постижение  intentio prima для человека - это постижение откровения созидающего его душевную природу Божественного Слова.
Человек может познавать только будучи познан сам, и таким образом, каким он сам познается.
Intentio secunda  имеет в качестве исходной фазы - последнюю фазу откровения божественного познания - язык мышления. И этой фазой, за небольшим исключением, ограничен познавательный опыт человечества на протяжении двух последних тысячелетий. В числе исключений - Пьер Абеляр, Раймонд Луллий, Гете,  Рудольф Штейнер и некоторые наши современники.
Изучение "языка мышления" требует осознания  структурной и процессуальной специфики результируемых в нем тенденций объективации внутренней и внешней природы человека.
Тенденция к объективации внутренней природы человека приводит к типизации достигнутых ранее классов отношений и выражается в форме "правил отношений" чистых понятий и идей, выступающих бессознательным для него образом как непосредственно данное ему в интеллектуальном созерцании откровение. Эти правила, как отмечает Рудольф Штейнер, "совершенно свободны от всякого эмпирического содержания" входят всецело "в состав логических сущностей чистых понятий". Осознание правил отношений позволяет выявить в них типологические основы для постижения взаимосвязей явлений внешней природы и синтезировать при их посредстве последних.
Однако формализация правил отношений, за исключением правила "отношения причинности", не представлена в гносеологии Рудольфа Штейнера, хотя их полная формализация была достигнута уже к середине XIX столетия в "алгебре логики".
В последней наряду с правилом отношения причинности - импликацией, определены правила: конъюнкции, дизъюнкции, эквиваленции и отрицания. В ней алгебраическая символика применялась в логических операциях с понятиями, рассматриваемыми со стороны их объемов.
Совершенно очевидно, что "алгебра логики" содержательно связана с силлогизмами Аристотеля, впервые применившего в логике алгебраическую символику. Более того, в ней по существу достигается содержательный метаморфоз силлогизмов Аристотеля в язык формальной логики, на котором базируется вся современная информационная технология и техника.
То, что аналитика Аристотеля возникает в процессе осознания откровения божественного познания в "языке мышления", показывают, в частности, факты интуитивного использования Аристотелем в качестве предпосылок своих доказательств ряда логических законов, которые он сам не формализовал, и которые были открыты позднее. Например, законы коммутативности, конъюнкции, гипотетического силлогизма и сложной транспозиции логики высказываний.
В то же время он не развил предпосылок, которые сам же положил в основу своей теории, и был далек не только от решения, но и от постановки целого ряда вопросов, весьма существенных  для осознания действительного характера открытых им логических форм. Также и индуктивные умозаключения представлены им в сравнительно мало разработанном виде. Он недооценивал познавательного значения неполной индукции. Тогда как вывод по неполной индукции основан на понимании необходимых признаков и причинных связей. Это и  позволило некоторым современным исследователям не без основания подозревать Аристотеля в неверном понимании принципа причинности.
Вместе с тем, в аристотелевских силлогистических преобразованиях бессознательно применялось "исчисление высказываний" математической логики, в частности, что из истинных посылок при условии соблюдения правил силлогизма нельзя получить ложное заключение, но из ложных посылок можно получить истинный вывод.
Силлогистика Аристотеля являлась первой дедуктивной логической системой, положившей начало формализации мыслительного процесса, а тем самым и формальной логике как науке.
Как известно, впервые термин "логика" был введен Демокритом для обозначения учения о критериях истины и правилах познания в сочинении "О логическом или О правилах". Логика рассматривалась как наука о мышлении и как наука о языке - грамматика. Поэтому предмет логики сводился к изучению словесных форм и обозначаемых ими мыслей. Грамматические формы послужили основой построения логических форм. Из грамматического абстрагировалось логическое.
В сущности, "первым, кто извлек из слов мыслительные категории, был Аристотель". Однако, "грекам вовсе не нравилось "выковыривать" из слов мыслительные категории, поскольку они еще чувствовали, что в словах содержится инспирация, они ощущали в них высших духовных существ" .
Поэтому развитие логики импульсировалось, в основном, риторикой. Как известно, в первом произведении Аристотеля, посвященном логике,- "Топике", проблемы логики рассматривались в связи с теорией ораторского искусства. Но уже в последующих его работах логика из средства воздействия оратора на аудиторию преобразуется в знание, указывающее путь к достижению истины. Однако, Аристотель называл логическими только такие рассуждения, в которых исходят лишь из вероятно истинного без аналитического установления оснований истинности, которые поэтому носят условный характер. Исследования же, посвященные науке о средствах установления объективных истин, он называл "Аналитиками". В плане последних исследований и осуществился отмеченный выше метаморфоз силлогистики Аристотеля в "алгебру логики" и положил основу современным формам "пропозициональной логики" и "логики предикатов". Алгебра логики устанавливает правила логических отношений между словами предложения. В качестве последних используются союзы.
Так союзу "и" соответствует конъюнкция; "или" - дизъюнкция; "если..., то..." - импликация; "если и только если...", "тогда и только тогда, когда..." - эквиваленция; и частице "не" - отрицание.
В чем состоит качественное отличие этих правил отношений от правил силлогизмов Аристотеля?
Если силлогизмы Аристотеля, как уже отмечалось, обнаруживают лишь взаимоотношения между общим и частным, то правила отношений алгебры логики расширяют эту сферу отношений вплоть до взаимоотношений единичного и целого. Манифестацией целого в генезисе этих правил является предложение как их идейно-смысловая формосодержащая основа. И если силлогизмы Аристотеля обнаруживают нам правила отношений в линейной последовательности процессуальной формы соответствующих понятий, то правила отношений алгебры логики, благодаря их возможностям преобразований в единую результирующую форму /преобразования Лукасевича и Шеффера/ позволяют обнаружить синтез этой последовательности в одновременном охвате всех ее составляющих в форме гармонического аккорда.
Проблематика рассматриваемых соотношений между правилами отношения силлогизмов и правилами отношений алгебры логики позволяет обнаружить явное соответствие последних универсальным понятиям Платона: бытие, покой, изменение, тождество и различие.
Как известно, Платон различает понятие и идею. Понятие являлось для него объектом рассудочного мышления, идея же познавалась им только в разуме. Поэтому истинное знание достигалось Платоном только в разуме. Исследуя диффиниции, Платон определял понятие через род и видовое отличие и указывал на недопустимость порочного круга в его определении. Он так же владел дихотомическим делением объема понятия, интуитивно постигал законы логики как манифестации идей: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего (сформулированные Аристотелем) и закон достаточного основания (сформулированный Лейбницем).
Так, говоря о контрадикторных понятиях, Платон указывал, что вместе истинными в применении к одному субъекту они быть не могут,  если имеется одно отношение в одно и то же  время. Но контрадикторные понятия можно применять к одному субъекту, если этот субъект рассматривается в разных отношениях (например: "Гиппий велик в сравнении с Евтидемом и не велик в сравнении с Протагором") или, если он рассматривается в разное время - закон исключенного третьего и т. д. Таким образом, откровение языка мышления постепенно преобразуется в мышление языком.
Процесс преобразования откровения языка мышления в мышление языком осуществляется до сих пор путем осмысления многообразия воззрений на мир, соответствующих мировоззрительному строю каждого из двенадцати созвездий круга эклиптики, помноженному на специфику человеческих познавательных способностей и установок.

Рис. 2




















Рассмотрим мировоззрительный строй каждого созвездия круга эклиптики в его влиянии на познавательные типы и правила отношений, изменяющиеся на протяжении года под влиянием движения солнца от одного созвездия к другому.
Особенно четко эти правила отношений могут быть осознаны посредством изучения взаимовлияний противоположных мировоззрений:
Идеализм  - Реализм;
Рационализм  - Динамизм;
Математизм  -  Монадизм;
Материализм  - Спиритуализм;
Сенсуализм  -  Пневматизм;
Феноменологизм  - Психизм;


Идеализм  -  Реализм
-  мировоззрения, обладающие полярным взаимотяготением и влиянием на познавательные способности человека.
Идеализм - созвездие Овна -     .
Его влияние позволяет человеку постигать идею как  сущность , продуцирующую дух и материю и проявляющую себя в них: в материи - в одноименных единичных формах явлений, в духе - в одноименных единичных типичных формах.
Реализм - созвездие Весов  -      .
Постигает в реальности материального содержания  частных явлений или одноименных групп явлений их общее содержание или чистое содержание частных явлений. Оба мировоззрения взаимодополняют друг друга в единстве познавательного процесса и представляют собой его взаимосвязанные фазы, которые могут быть соединены в двух направлениях: как от Реализма к Идеализму, так и от Идеализма к Реализму. Первое направление олицетворяет интровертную, или женскую природу познания: познание мира через познание себя. Оно позволяет при изучении мира постигать его содержание в себе сквозь призму правил отношений в качестве чистого содержания или понятия, конкретизация которого осуществляется лишь в форме частных отношений.
Второе направление олицетворяет экстравертивную, или мужскую природу познания: познание себя через познание единичного - познание типичного или целого отдельных единичных явлений.
Таким образом, в этих точках воззрений на мир мы имеем своего рода отправные точки целостного познавательного процесса, задающего ему центральную тему взаимосвязи явления и идеи, преходящего и вечного, существенного и мнимого в процессе познания, вариации которой разрабатываются в остальных формах мировоззрительного строя человека. Вместе с тем они образуют линию раздела и баланса мировоззрений, выше которой располагаются мировоззрения интровертивной ориентации, соответственно, расположенные ниже -  экстравертивной /см. рис.2 /.
Рассмотрим эти мировоззрения в их взаимном противопоставлении.
Рационализм  -  Динамизм.
Рационализм - созвездие Тельца   -       .
Если Идеализм и Реализм - мировоззрения, в которых выражаются лишь проекции Божественного Слова в сознании человека и явлениях природы, то в мировоззрении Рационализм непосредственно выражает себя в звучащем человеческом слове Само Божественное Слово. Являясь непосредственным выражением Божественного Разума /Ratio/, Слово пробуждает разум у говорящего и поющего человека. И человек в процессе речи, пения овладевает им. Под знаком созвездия Тельца находится сила слова или словотворчества, наделяющая человека магией слова. Так как из этого созвездия действует Иерархия "Сил", "Dinamis" или "Духов Движения". И через проявление силы в слове человека  оно становится тождественным изначальной силе деяния, созидающего состояние бытия и сознания Божественного Слова. Таким образом, информационно-познавательная функция слова дополняется функцией активного воздействия и обретает в ней преобразующее состояние бытия и сознания творческое могущество.
Определяя функциональные аспекты звучащего человеческого слова в связи с природой порождающего их источника, необходимо усмотреть в них существующие для человека формы воплощения идеи: познавательная форма воплощения идеи - Истина, художественная - Красота и деятельная - Добро. Технология их осуществления познается только в связи с осознанием актуализируемых в человеке сил и способностей противоположного созвездия - Скорпион или, как оно именовалось древними Орел, выступающим в нем из глубин его подсознания в мировоззрительном строе Динамизм. В двойственном символе этого созвездия Орел/Скорпион обнаруживает себя двойственная возможность реализации его воздействия, от направления развития которой кардинально зависит направление развития в человеке его способностей и сил: либо в ориентации на целостный охват  и разрешение в себе проблем и обстоятельств  окружающего человека мира - Орел, либо в ориентации на их подчинение из эгоистических побуждений - Скорпион. В этой ориентации - единственный критерий определения способностей и сил человека в плане белой и черной магии.
Если эти способности и силы направлены на идеальную цель, то они в ней обретают ориентацию к соответствующему ее целостному формообразованию организации, образуя силовое поле для ее воплощения. И идея воплощается в них, обретая полноту присущей ей изначальной творческой власти, преобразующей обстоятельства, сколь бы тяжелы они ни были, и разрешающей неразрешимые никем и никогда ранее проблемы. Такое воплощение идеи определяется сегодня как  " свершение невозможного". Оно является достижением нашей эры. Древние обладали пониманием только отдельных фрагментов его осуществления. Его впервые целостно осуществил Сам Основатель Христианства. Это можно усмотреть на многих примерах его деяний, в частности, на примере воскрешения им дочери Иаира. Мы видим, как в своем стремлении ей помочь он пробивается сквозь толпу стоящих на его пути людей. Но неожиданно вдруг останавливается и спрашивает: "Кто прикоснулся ко мне?" Этот вопрос воспринимается окружением и Его учениками с полным недоумением. Они кричат Ему в ответ: "О чем ты говоришь? Ведь тебя касаются сотни рук". Но он на это им отвечает: "Нет, кто-то прикоснулся ко мне с определенной целью, ибо я ощутил, как сила изошла от меня". После этих слов из толпы вышла женщина и призналась, что это именно она прикоснулась к Нему с определенной целью, ибо на протяжении последних двенадцати лет она страдала неизлечимым кровотечением, и что, как только она прикоснулась к краю его одежды, кровотечение прекратилось. На это свое признание женщина услышала в ответ: "Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя". Далее говорится,  что на пути его встречаются люди, которые, стеная и плача, сообщают Иаиру, что дочь его умерла, и что не нужно беспокоить Учителя, так как ей уже никто не поможет. Но, невзирая на это, Он продолжает идти, входит в дом Иаира, берет умершую за руку, поднимает ее со смертного ложа совершенно здоровой и велит накормить и дать ей воды.
На этом примере с очевидностью  прослеживается преобразование символизируемых в образе толпы способностей и сил человека, целевая ориентация которых выражается в проявлении в нем силы, соответствующей движущему им стремлению. Прикосновение женщины было для него  лишь индикатором соответствия зрелости силы, направленной на достижение цели - исцеление анемичной, двенадцатилетней девочки.
Мировоззрению Динамизма соответствует возможность усматривать за явлениями и процессами в природе и обществе образующие их силы.
Таким образом, определяющим для рассматриваемых мировоззрений правилом отношений является порождающее состояние бытия, соответствие или конъюнкция идейных импульсов и волевых сил Божественного Слова. Платон определял его универсальным понятием Бытие.

Математизм  -  Монадизм.
Математизм - созвездие Близнецов    -      .
Математизм является основным мировоззрением современности. Человек достигает в нем  степени надежности и пределов собственной деятельности. Но такое знание нуждается в критическом, доказательном обосновании положения и вывода. Поэтому оно формируется из совокупности взаимосвязанных элементов, содержание которых препарируется рассудком в чистое содержание абстрактного понятия. И уже на очищенной от преходящего и случайного общественно значимой понятийной и содержательной основе достигается целостный охват слагающих его чистых элементов в качестве значимой "чистой формы" их синтеза. Эта форма умозрительно не нуждается в своем последующем обосновании. Она воспринимается и может быть воспроизведена каждым как предельно формализованная конкретизация общего понятия или как минимизированная до атомного уровня качественно определенная идейно-инвариантная форма или формула.
Огромное значение для достижения результатов в познавательном строе мировоззрения Математизм имеет соответствующая его структура постановочного плана проблемы. Если структура постановочного плана проблем мировоззрений Рационализм -  Динамизм формируется по принципу моноцентризма, разрешение которой ограничено изучением соотношения двух тенденций - центробежной и центростремительной, то структуре постановочного плана проблем мировоззрения Математизм соответствует принцип дуалистического противопоставления полярно противоположных аспектов, разрешение которых осуществляется путем изучения континиального нарастания соответствующих предметному содержанию каждого полюса формообразующих тенденций вплоть до их взаимоперехода и отождествления - синтеза. Именно в этом плане постановки и решения проблем мировоззрения Математизм выступают формообразующие импульсы противоположного ему мировоззрения Монадизм.

Мировоззрение Монадизм - созвездие Стрельца  -          .
В мировоззрении Монадизм выступает с очевидностью осознание человеком описанного выше момента  актуализации центрального или духовного полюса и достижение баланса с периферическим, или, собственно, животным полюсом в процессе образования человеческой формы. Духовный полюс определяется в нем как более высокая монада - человеческое "Я", которое управляет, направляет и преобразовывает или видоизменяет более низкую свою монаду, свой животный (астральный) полюс.
Импульсация преобразования или видоизменения составляет специфику мировоззрения Монадизм. Тогда как основной принцип, определяющий его специфику - это принцип причинности, или импликация. Издревле созвездию Стрельца соответствовал образ мечущего стрелы кентавра. Лук и стрелы - как атрибуты Аполлона,- выражали природу и направленность импульсируемых созвездием Стрельца способностей и сил человека, связанных с развитием способностей и сил человека. Для полного понимания специфики их развития необходимо осознавать также область соответствия этого созвездия в телесной природе человека. Такой областью являются бедра. От их перпендикулярного расположения по отношению к остальному телу человека зависит создание условий для развития интеллектуальных способностей и сил. Такое расположение бедер по отношению к остальному телу аналогично расположению лука и стрелы и соответствует сидячей позе человека - мыслителя. Вертикальное расположение тела человека является, как отмечалось, результатом актуализации в нем духовного полюса, преодолевающего возникающую под воздействием полюса периферии горизонтальную тенденцию расположения тела животного. С ним связано возникновение в человеке Я-сознания, в котором полностью охвачено Я-сознание созидающего его Божественного Триединства. Я-сознание человека является тем небом, на котором в наивном представлении отдельных людей обитает Бог-Отец в его сокровенной Сущности. Наблюдая стоящего в вертикальном положении на земле и возносящего в небо голову человека, можно осознать, что направление тенденции его роста противоположно направлению тенденции роста вертикально стоящего растения. В отличие от растения, растущего, как известно, снизу вверх, от корня к цветам и плодам, человек растет сверху-вниз - от головы. И то, что в процессе вертикального роста растения развивается последовательно и постепенно: корень, стебель, ствол и т. д.,- в человеке в процессе вертикального роста наличествует полностью и как бы, растворяясь в себе, оттесняет голову все выше и выше. Поэтому посвященные мистерий утверждали: человек - это перевернутое растение: его волосы - корни, которыми он погружен в небо, его голова - корнеплод, или клубень, его туловище - стебель, а система обмена веществ и конечностей - листья, цветы и плоды. Руководствуясь этим, они использовали в терапевтических целях это знание, назначая при заболеваниях человека соответствующие их локализации части растений или позы (асаны). Изучая функцию волос в человеке, они усматривали в ней основу восприятия Божественной Мудрости и духовных восприятий человека вообще. Чем значительней был рост человека и чем длиннее его волосы, тем значительнее и сильнее проявлялась через него Божественная Мудрость и Сила, хотя сам он при этом мог и не осознавать ее. Немаловажно, что в основном он черпал эту мудрость и силу в горизонтальном положении, возлежа на земле в состоянии сновидческого, грезящего сознания, как древнеегипетская Пифия или как древнерусский богатырь. В горизонтальном положении человек не в состоянии удержать свое "Я-сознание", он его утрачивает, засыпает. Засыпая, он переживает состояние растворения в сфере мироздания и осознает ее как воплощение состояния сознания в форме музыки сфер. Пробуждаясь ото сна, он ощущает в себе не только новые силы, но и гармонию мудрости мироздания. И когда он возлагает на сон как и восстановление своих сил, так и мудрости, то тем самым констатирует неразвитость и бессилие своего "Я-сознания". Обычно он стремится нивелировать эту констатацию, утверждая, что само по себе "утро вечера мудренее". И тогда для него в действительности состояние сна тождественно состоянию сознания, а в состоянии бодрствования - тождественно состоянию бытия. Очень многие драматические события нынешнего столетия - результат решения, принятого на ночь.
Сидячая поза человека является выражением соединения сна и бодрствования   -  . Его со всей определенностью выразил Баратынский: "Есть бытие, ни сон оно, ни бденье, меж них оно". Из этого соединения рождается остановка внешнего импульса к движению (горизонтальное расположение бедер) и его перенос вовнутрь, т. е. возникают условия осуществления познавательного процесса, суть которого состоит в переносе внешнего движения во внутреннее движение. Динамизм последнего позволяет соразмерять взаимосвязи явлений внешнего мира через установление правил отношений между ними в познавательном процессе. Внутренне движение позволяет увязать отношение явлений в познании по правилу причинности (импликации). Его символ невольно ассоциируется со стрелой кентавра.
Небезынтересно происхождение описанных условий осуществления познавательного процесса в памятниках древних культур и в эпосе различных народов. В них герои принуждаются  к положению сидения и восседания. Один из наиболее точных и последовательных примеров приведен в Ветхом Завете,  в связи с переименованием отца Иакова в Израиля. Однако, для его установления необходимо связать отдельные фрагменты повествования в единую композицию.  Вначале говорится о борьбе отца Якова с Богом, в которой он не уступает Богу и вынуждает Бога просить отпустить его. Иаков соглашается при этом на условии, что Бог благословит его. Бог благословляет Иакова и меняет ему имя. Далее говорится, что Бог касается своим перстом его бедренной мышцы и разрывает ее. И если из описания очевидно, что Иаков борется с богом духовно, и его духовные силы получают благословение и утверждаются в новом имени Израиль, означающем "борющийся с Богом", тогда как физически значительно уступает Богу, поскольку Бог своим пальцем разрывает его самую сильную мышцу, однако из контекста не понятно, почему Бог, благословляя Иакова, в то же время травмирует его. Прояснить наше понимание помогает данное в последующих главах жизнеописание отца Иакова и его рода замечание: "На пути следования Иакова и его рода оставались камни". Устанавливая соотношения причинности этого замечания с вышеприведенным описанием, мы оказываемся в состоянии установить их взаимосвязь и выразить его в словах, добавляемых к замечанию: "На пути следования Иакова и его рода оставались камни", на которых он сидел. Ибо отец Иаков - Израиль был человеком, получившим благословение на развитие духовных сил - интеллекта, и ему были созданы перстами Бога необходимые условия для развития интеллекта, вынуждающие сидеть на камнях.

Материализм  -  Спиритуализм.
Материализм - созвездие Рака  -     .
Интеллектуальные силы  человека в этом мировоззрении наделяют его способностью познания формообразующих принципов самого материального содержания мира. Он постигает их через духовные функции самой материи. От чистого содержания понятий, конкретизируемых в частных формах или формулах представления мировоззрения Материализм, человек переходит к сфере единичных конкретизаций понятий, внедряясь в их материальное содержание и обнаруживая в нем бесконечное многообразие разновидностей форм. Очевидное воплощение этих способностей является микроскоп. Человек погружается в бездну материального содержания мира - микромир, постигает законы его формообразования и научается их использовать в преобразовании своего материального содержания путем экстрагирования, препарирование и расщепление его элементов и их последующей реогранизации по произвольным моделям их возможных взаимосвязей как в неорганической, так и в органической природе. Этому мировоззрению человечество обязано достижениями современной цивилизации, науки и техники, которые при всех издержках и опасностях невозможно переоценить.  Но, препарируя и расщепляя природу на составные элементы, и конструируя продукты ее распада в своих технических достижениях, человек необратимо отрицает, умерщвляет природу и высвобождает ее духовные силы, с которыми подчас оказывается не в состоянии совладать. И, как ученик чародея, становится заложником этих сил.
Единственный выход из необратимо усугубляющегося состояния - в познании этих сил в их целостной  духовной первооснове, которую человек может обрести лишь посредством целостного познания, достигаемого им на пути овладения  способностями синтетического мышления. На этом пути познания его знание и опыт обретают такую форму объективации, которая позволяет всецело ими управлять и направлять таким образом, чтобы привести их к гармоничной взаимосвязи и целостности (или исцелению).
Так от ползучего, точнее, расползающегося познания единичных явлений, импульсируемого созвездием Рака, человек приходит к умозрительной целостности восприятия единичных духовных сущностей, правящих этими явлениями и выступающих без покровов своих идейных образов непосредственно в его душе как его собственные духовные силы. И эти духовные силы он начинает напечатлевать единичным явлениям на уровне формообразующих их элементы первичных единичных принципов, целостно преобразовывая их содержание до высшего совершенства. Таким образом в человеке выступают импульсы созвездия Единорога, осознаваемые им в мировоззрении Спиритуализм.



Мистерия Слова