Глава  III   

Аз, буки, веди...

Образовательно-терапевтические  импульсы  отдельных  звуков.

З в у к "А"

Когда мы пропеваем, произносим или воспринимаем звучание звука "А", в нас происходит актуализация духовного начала. Формообразующие силы духа проникают и охватывают всю нашу телесную природу, дифференцируя, поляризуя и культивируя ее. Эти силы особенно наглядно проявляют себя в развитии человека в момент его рождения. Наблюдение развития эмбриона человека обнаруживают прохождение им основных ступеней животной эволюции: рыб, птиц, обезьян. Последняя форма становления этого животного ряда - собственно человеческий детеныш, - представляет собой синтез всей животной эволюции. Собственно, он еще проникнут силами и процессами, присущими животной природе, выражающимися в горизонтальном расположении позвоночника, в необузданности, гипертрофированности процессов, выступающих в его системе обмена веществ и превращающих ее в своеобразный гейзер жизненных потоков и сил.
И эта наиболее откровенно выраженная животная форма существования человека преобразовывается благодаря внедрению в нее духовных формообразующих сил. Во все времена и у всех народов это преобразование достигалось пропеванием новорожденному звука "А". И пронизанное творческой властью сил, возбуждаемых звучанием "А", человеческое существо обретало вертикальное положение,  овладевало ходьбой, речью и мышлением.
Метаморфозу этих преобразований можно выразить в форме лемнискат:

Рис.3

























Верхние и нижние круги лемнискат выражают соответственно соотношение нервно-чувственной системы и системы обмена веществ человека. Из преобразования их соотношений  (от 1 к 3)  очевидно преодоление переживания в человеке его низшей природы и достижение в нем приоритетного развития высшей природы.
Если же указанное преобразование не реализовано в полной мере, это проявляет себя в разных уровнях взаимоотношений его высшего - духовно-душевного и низшего духовно-природного начал. Наиболее очевидно это проявляется в прямостоянии, в походке, в артикуляции, в автономии и ясности мышления. Менее очевидно, хотя значительно интенсивнее это проявляется в аномальной ориентации человека к телесно-органическим процессам, выражаемой в его чрезмерной подвластности состояниям алчности, голода, жажды и чувственных влечений. Подавленное ими человеческое существо обладает спутанным мышлением, грезящими восприятиями чувств и чрезмерной сексуальной возбудимостью.
Это проявляется также и  в слабом иммунитете, аллергии, мигрени, эпилепсии, бессоннице, навязчивых впечатлениях и страхе. И, наконец,- в ослаблении выделительных функций почек и сопровождающих его отсутствии тонуса кожи, разрушении зубов и выпадении волос.
Все отмеченные нами последствия нереализованного в детские годы преобразования низшей природы человека могут быть устранены и излечены посредством пропевания, произнесения или же восприятия звука "А".
В отличие от остальных гласных звук "А" активизирует вдох. Дыхание наполняет тело человека, одухотворяет его и преобразовывает в душу:

Рис.4




















Переживание звука "А" вызывает чувство изумления, из которого в человеке вырастают силы познания, силы развития души (ума).
Т.о. звук "А" показан:
- при склонности к алчности и жадности;
- для преодоления чувства голода и жажды;
- для преодоления инстинктивных влечений;
- при моторном беспокойстве;
- при тупости мышления;
- при мигрени;
- при сексуальных нарушениях;
- для облегчения пробуждения;
- при бессоннице;
- для развития самоутверждения;
- при слабом иммунитете;
- при склонности к аллергии;
- при навязчивых представлениях и маниях;
- при страхе сцены;
- при слабой функции и деформации почек;
- при отечности;
- при плохом тонусе кожи;
- для стимулирования роста волос;
- при плохом формировании и росте зубов;
- при эпилепсии;
- для развития интеллекта.


Звуки "Б" и "П"

Звуки "Б" и "П" - это подражание чему-то охватывающему, окутывающему, дающему защиту. В качестве прообраза этих звуков может быть представлена Сикстинская Мадонна.
Семантика звуков "Б" и "П"  с очевидностью выступает из слов: банка, бинт, благодать, блуза, боль, ботинки, брак, брюки, бутылка, обертка, объем, пакет, пальто, портфель. папка, перчатки, пиджак, платье, плащ, плен, поймать, покрывать, помещать, понимать, поглощать,  проглатывать, прощать, прятать и т.п.
Звуки "Б" и "П" воздействуют на внутренний обмен веществ, а также на то, что, результируя его деятельность, поступает в кровеносные сосуды и почки. Соответственно, кровеносная и почечная системы являются зоной их влияния. От нормального функционирования этих систем зависит состояние и цвет кожи. Так у людей, страдающих почечными заболеваниями, кожа становится дряблой, серого цвета, глаза утрачивают блеск, становятся тусклыми, сознание  - притупленным. Все эти симптомы, равно как и вызывающие их заболевания , преодолеваются благодаря звукам "Б" и "П". Геморрой и ревматизм являются следствием слабого функционирования  почечной системы . Тогда как слишком интенсивное функционирование последней вызывает спазмы в желудочно-кишечном тракте, а в нервно-чувственной системе - застойные явления: головные боли, мигрень.
Во всех указанных случаях необходимо применять "Б" и "П". Вместе с тем, эти звуки показаны для преодоления вожделений и животной чувственности, нервного беспокойства и возбуждения вплоть до    маниакальных состояний . В последнем случае, наряду с "Б" и "П" необходимо также применить и звуковой ряд: "МНБПАЭ". Тем самым мы приводим к катарсису (очищению) инстинктивно-животную природу человека.
"Б" и "П" также нейтрализуют пагубное влияние на детей окружающей среды и цивилизации.
Они применяются и при тяжелых формах отечности и одышки.

Таким образом, звуки "Б" и "П" показаны:
- при необходимости регуляции внутреннего обмена веществ;
- при почечной недостаточности и ее последствиях: дряблости, землистого цвета кожи, утрате блеска глаз и смутности сознания, геморрое и ревматизме;
- а также при почечной гиперфункции и ее симптомах: спазмах желудочно-кишечного тракта, головных болях и мигрени;
- для преодоления вожделений и животной чувственности;
- при нервном беспокойстве;
- при возбуждении вплоть до маниакальных состояний;
- для нейтрализации пагубных влияний на детей среды и цивилизации;
- при тяжелых формах отечности;
- при одышке.

Звуки "Г" и "К"

Звук  "Г" высвобождает духовно-душевные силы человека из телесно-органической деятельности. Естественным образом эти силы высвобождаются лишь отчасти по мере построения того или иного телесного органа или процесса. В результате они продолжают быть неправомерно задействованы в организме, и за их счет, как бы перекладывая на них свои обязанности, отдельные силы и импульсы низшей природы получают возможность проникать в духовно-душевную сферу человека и оказывать на нее свои влияния. Эти влияния выражаются в охватывающих человека вожделениях и страстях, немотивированных страхах, пагубных привычках, преступных наклонностях и зависимостях от материальных явлений - пищи, табака, алкоголя, лекарственных препаратов и наркотиков.
Произношением, пропеванием или восприятием звука "Г" достигается полное высвобождение духовно-душевных сил из области телесно-органической деятельности вынуждает силы низшей природы воспринять на себя всю связанную с нею нагрузку. Соответственно, в большинстве случаев этого оказывается вполне достаточно для полного преодоления влияний на человека отмеченных сил и импульсов его низшей природы. Если же они остаются не вполне загружены, то увеличение нагрузки возможно за счет увеличения в пищевом рационе овощей и корнеплодов (кроме картофеля) и сокращения белков (до 12 мг в сутки).
Необходимо иметь в виду, что описанная дифференциация сил высшей и низшей природы человека оказывает чрезвычайно сильное воздействие в плане его развития.
Если наряду с оттеснением вожделений и преступных наклонностей осуществляется их духовное преобразование, то они становятся основой развития высочайших способностей и сил человека. И чем более могущественными являются эти вожделения и наклонности, тем более значительны результаты их преобразования. Поэтому человек, достигающий их преобразование в себе, определялся в древних мистериях как "владыка самого себя и властелин мира". Ему соответствовала четвертая ступень в семеричной шкале иерархии человеческого развития. Его изображали либо восседающим на льве, либо с покорно возлежащим или стоящим у его ног львом. Таким образом, издревле изображалась победа человека над своей импульсивно-волевой природой, наделяющая его духовным статусом властелина мира или внутреннего покоя души как нерушимого, устойчивого равновесия. Это состояние равновесия целостной духовно-душевно-телесной  природы человека замечательно определил Готама Будда при его единоборстве с демоном Алявака: " Не существует никого ни на небе, ни на земле, ни под землей, кто смог бы развеять мои мысли, расщепить мое сердце, или вопреки моей воле прикоснуться ко мне" (буквально:  "взяв меня за пяту, перебросить на  другую сторону Ганга").
В состоянии целостного равновесия человека достигает своего исцеления как его внутренняя, так и его внешняя природа. Соответственно, и весь открытый человеку в его внутренней природе духовно-душевный мир человечества, и внешний мир явлений и процессов. И оттого, в какой мере он осознает эту целостность своей внутренней и внешней природы, зависит его дальнейшее развитие.
Когда в его целостной природе достигают своего исцеления духовно-душевные способности и импульсивно-волевые силы того народа, к которому он относится, он представляет собой индивидуальность этого народа в ее целостности. Такого человека издревле относили к пятой иерархии развития. Его именовали истинным представителем народа: истинным персом, истинным египтянином, истинным греком и т.д. С полным правом говорили о нем как о гении данного народа, или как о представителе его национальности.
Когда же в его целостной природе достигают своего исцеления духовно-душевные способности и импульсивно-волевые силы всего человечества конкретного периода времени, он представляет собой индивидуальность всего человечества конкретного периода времени в ее целостности. Такого человека издревле относили к шестой иерархии развития и называли Сыном человеческим, или гением человечества, "берущим на себя грех мира " и побеждающим его.
И, наконец, когда в целостной природе человека достигают своего исцеления духовно-душевные способности и импульсивные силы всего человечества, которые когда-либо проявлялись, проявляются в настоящее время, или еще только будут проявляться в будущем, он представляет собой индивидуальность всего человечества всех времен вцелом. Такого человека издревле относили к высочайшей - седьмой иерархии развития и называли человеком космоса (космополитом), Солнечным героем, или Сыном Божиим. За всю историю человечества эта ступень развития в полной мере была достигнута основателем христианства- Иисусом Христом. Поэтому в Его индивидуальности достигает своего исцеления все человечество в целом во все периоды своего развития.
Ориентация в специфике иерархического развития человека принципиально значима в плане постижения обшей перспективы развития. Вне этой перспективы не имеет смысла исследовать и специфику исходной в данном рассмотрении пятой ступени человечества, которую мы выше определили как процесс индивидуализации, или исцеления в человеке его собственной внутренней и внешней природы.
Нами было определено воздействие звука "Г" в плане дифференциации синкретного единства человеческой природы на внутреннюю и внешнюю и на разделение последних во имя развития душевной природы человека. При этом отмечалось, что выделенная, точнее, отстраненная нами внешняя, импульсивно-волевая природа  должна быть преобразована для достижения целостного развития.
Это преобразование достигается через воздействие звука "К". В звуке "К" осуществляется полная и безраздельная власть внутренней природы человека над внешней природой, достигающая содержательного преобразования последней в соответствии с формообразующими тенденциями развития его духовно-душевных способностей и сил.
Необходимую ясность в понимании принципов и движущих сил импульсивно-волевой природы человека вносит рассмотрение иерархий, предшествующих четвертой ступени человеческого развития.
Третья ступень иерархии выражается чисто животным образом лисицы. Она определяет уровень развития человека, достигающего рассудочно-рефлексивного отражения своей еще не дифференцированной синкретной природы. На этой ступени духовно-душевные способности и силы человека содержательно растворены в его импульсивно-волевой природе. Он организован в соответствии с формообразующими тенденциями последней. Форма их проявления - смышленый зверь. В ней выражаются наиболее устойчивые формы зависимости способностей и сил человека от передаваемых ему наследственно природных задатков.
Вторая ступень выражается образом ежа. "Еж - это человек, обладающий значительными личными силами, которые он в целях собственной безопасности в состоянии всесторонне мобилизовать для защиты от любого рода воздействий. Он активно использует эти силы для решения своих жизненных задач и достижения устойчивого благосостояния. Совершенно очевидно, что его духовно-душевные силы вполне пробуждены, но еще связаны, охвачены телесными функциями, содержательно организованы ими. Специфика этих связей выражается в устойчивости прорабатываемых до автоматизма комплексов инстинктивно-волевой природы, выражающих его характерологические особенности: темперамент, привычки, наклонности, навыки и т.д.
И, наконец, - первая иерархия развития выражается образом ворона. Этому уровню развития человека свойственна зачаточная форма пробужденности духовных сил, их полное отождествление с физически-телесными силами. У представляющих его личностей отсутствует какая бы то ни было поляризация этих сил. Соответственно, почти не развита их душевная природа и познавательные способности. Слабые духовные силы оказываются настолько интенсивно задействованы в деятельсности тела, что сами по себе способны только на запрограммированные извне действия, своего рода моральный автоматизм. При всей своей внешней значительности и уверенности, поскольку с этой ступени начинается духовное развитие человека, - это самый неустойчивый и неуверенный в себе человек, охваченный вожделениями и страстями. Ворон как никто другой гордится своей избранностью, своим духовным превосходством над непосвященными, но он, в сущности, зависит от их признания и во имя его часто жертвует и теми немногими духовными силами, которыми обладает. Он с легкостью их теряет, поскольку, в сущности, еще не постигает их действительного значения и роли. Он использует их или в целях самоутверждения в глазах других, или в критических ситуациях, или под влиянием вожделений, в удовлетворении которых он крайне неразборчив, груб и непостоянен. Темброво-интонационная фальшь, с которой он подчас вещает первому встречному сокровенные духовные истины, обнаруживает в нем полное непонимание этих истин. Для него они являются только средством достижения признания. В гипертрофированном изживании своей самости он в равной мере презирает как непосвященных, хотя и содержательно зависит от них, так и посвященных более высоких уровней развития, деятельность которых в его оценочных критериях воспринимается в лучшем случае как слабость или снобизм, вызывая в нем раздражение и резкую заочную критику. В последней он нуждается для компенсации собственных недостатков: телесных вожделений, душевной неполноценности или духовного бесплодия. Эти три аспекта являются основными критериями в плане развития представителей данного уровня посвящения. Природа телесных вожделений вызывает в них неукротимое и ненасытное желание присвоения себе всего и всех. И при определенных возможностях он осуществляет это присвоение чисто внешне, но оказывается не в состоянии обладать подобным образом присвоенными явлениями, так как не умеет устанавливать внутренних взаимоотношений с ними. В результате для него остаются непостижимыми взаимосвязи между ними и им самим.
Душевная неполноценность выражается, прежде всего, в словесной пустоте. В своем желании получить признание окружающих он постоянно выказывает благие намерения, которые, однако, и не думает исполнять. В результате в нем создается атмосфера своего рода душевного вакуума нереализованных слов, которая всасывает в себя извне соответствующие явления и события. И поскольку он свои духовные силы не вычленяет из телесности, этот вакуум заполняется также и его телесно-родственным элементом, который буквальным образом обрушивается на него в качестве возмездия и отвергает во сто крат более того, что он обещал.
Духовное бесплодие выражается в предельной ортодоксальности и склонности к любого рода альянсам в борьбе за достижение цели.
Из рассмотренного очевиден достаточно обширный комплекс проблем, с которыми предстоит сообразовываться посвященному четвертой ступени иерархии. Конечно же, специфика  и уровень их постановки существенно иные, чем на предыдущих ступенях, но природа остается той же.
В терапевтическом плане звуки "Г" и "К"  оказывают непосредственное влияние на деятельность и перистальтику кишечника. Если воздействие звуков "Х" и "Ш" направлено на действие желудка ( см. звуки "Х" и "Ш"); звуков "Д" и "Т" - на двенадцатиперстную кишку (см. звуки "Д" и "Т"); звуков "Л", "Р" и "С" - на тонкую кишку (см. звуки "Л", "Р" и "С"), то сферой приложения звуков "Г" и "К" является толстая кишка. Они не только возбуждают в ней начальный импульс движения, но и влияют на ее "внутреннюю механику". И поэтому они показаны во всех случаях спастической или анонической бездеятельности толстой кишки и сопровождающих ее состояний - головных болях, чувстве отвращения к пище и потере памяти. Очень эффективно их применение при тяжелых, хронических запорах.
Однако, как уже определялось выше, наряду с импульсом отталкивания внешних субстанций, звуки "Г" и "К" внедряют в организм импульс консолидации и укрепления его внутренних субстанций и сил. Последнее особенно важно при всех случаях размягчения и дистрофии внутренних органов и систем организма. Поэтому они с успехом могут быть использованы при размягчении суставов, мускульной дистонии, при нарушении форм и процессов построения внутренних органов, а также при неудовлетворительном формировании костной системы и зубов.

Звуки "Д" и "Т"

В звуке "Д" выражает себя наше познание, которое мы как бы излучаем из себя. В нем задействовано указующее движение.
В звуке "Т" наше знание приобретает как бы всеобщее значение, преобразовывающее субъективизм познания звука "Д" общезначимой его объективацией категорического императива, сверхличной догмы или табу, которые в буквальном смысле обрушиваются на нашу голову сверху в них.
Неудивительно, что древние переживали в этих звуках высочайшую творческую волю созидающего мир Бога Отца. Они выражали ее в священных слогах: "Дао", "Тао". Эти слоги отваживались произносить только посвященные. Остальные же в благоговейном почитании боялись не только услышать, но  даже и подумать о них.
Посвященные мистерий ощущали в них творящие импульсы божественной воли, изливающие свои силы в созидании полярных начал: телесной и духовной природы человека. Они воспринимали эти силы в струящихся в голову лучах и фокусирующихся в двух органах - гипофизе и эпифизе. Каково же их влияние на организм человека?
Гипофиз является органом, управляющим телесным развитием человека. Эпифиз - органом управления его духовным развитием. В их полярном взаимодействии возникает силовое поле, от напряжения и направленности динамического равновесия которого зависит как физическая, так и духовная активность человека.

Рис.5



















Естественным образом это силовое поле зависит лишь от времени года. Его напряженность и направленность находятся в непосредственной связи с продолжительностью светового дня. По мере его увеличения в первую половину года усиливается гипофиз и значительно ослабевает и подавляется эпифиз. Соответственно, динамическое равновесие силового поля смещается вправо (см. рис.5). Это приводит к бурному развитию физически-телесных процессов в организме человека и к значительному ослаблению его духовных способностей и сил. Интенсивность этого развития возрастает ото дня ко дню и достигает кульминации во время солнцестояния. Человек столь глубоко вживается в процессы пробуждения и расцвета природы, настолько сильно их переживает в себе, что ко времени летнего солнцестояния он достигает полного слияния с ними и растворяется в них. Таким естественным образом осуществлялось издревле посвящение в таинства природы. Оно являлось своего рода сном наяву и обозначалось символом купания в воде. Значительно позже оно определялось как языческий праздник Ивана Купалы. Слияние с природой уступило место безудержной сексуально-эротической вакханалии. Лишь к началу нашей эры наметилось преобразование языческого праздника Ивановой ночи в Христианский праздник Иоаннова дня - как праздник осознания человеком слияния с божественной мудростью природы.
По мере уменьшения светового дня после летнего солнцестояния наблюдается постепенное усиление полюса эпифиза и ослабление гипофиза. Изменяется напряженность и направленность силового поля их взаимодействия. Соответственно, это приводит к смещению динамического равновесия поля влево (см. рис.5). Ото дня ко дню человек переживает в себе концентрацию духовных сил, усиление сознания и ослабление физических сил. Он утрачивает связь со внешней увядающей и умирающей природой и переживает в себе свою духовную природу, возрождение и развитие своих духовных сил и способностей. Кульминация этого процесса приходится на время зимнего солнцестояния - праздник Рождества. В это время человек переживает в себе свое духовное рождение или свое посвящение в таинство собственного духа. Этим таинством проникнуты слова известного изречения из "Херувимского странника" Ангелиуса Силезского: "Если Христос будет рождаться каждый год в Вифлееме, а не в твоей душе, ты навсегда останешься в юдоли погибших".
Таким образом, через познание собственной внутренней природы человек приходит к познанию и внешней природы, постигая в праздниках года кульминационные точки их взаимодействия.
Однако это познание отнюдь не означает жесткой зависимости духовного развития человека от состояния и специфики природных ритмов. В процессе своего развития человек преодолевает эту зависимость. Он достигает свободного проявления своих духовных сил и способностей. Импульс к этой свободе исходит от самого основателя христианства. Проклиная смоковницу за то, что она не в состоянии плодоносить в конце марта, Христос проклинает не дерево, но зависимость духовного развития человека от развития природы. Ибо человек должен быть в состоянии духовной продуктивности всегда, независимо ни от природных процессов, ни даже от собственных природных способностей. Тем самым он освобождает человека и от кастово-сословных ограничений и запретов на бракосочетание отдельных народов, благодаря которым издревле достигалось культивирование и сохранение природных способностей людей, передаваемых генетически от поколения к поколению. Он утверждает это с очевидностью, говоря: "Из рожденных женами не было никого большего, чем Иоанн, но меньший в царствии Моем больше него" (Лук. 7, 28).
Таким образом, Христос импульсирует человека к преодолению зависимости от природы для достижения свободы духа.
Через познание принципов функционирования органов взаимодействия и регуляции духовной и телесной природы  человека достигается свобода управления ими. Каждый человек оказывается способен всегда, когда это представляется ему необходимым, актуализировать в себе силы и способности своей духовной и телесной природы. В изучаемом нами плане эта актуализация достигается посредством пропевания, произнесения или же восприятия звуков "Т" и "Д".
Усиливая функцию гипофиза, звук "Д" вызывает в человеке пробуждение телесных жизненных сил, которые естественным образом пробуждаются в нем в первую половину года. Соответственно, звучание "Т" вызывает усиление функций его эпифиза, и человек осуществляет актуализацию своих духовных сил и способностей.
Таким образом, им преодолевается природно-растительная форма существования со свойственным ей выдохом в первой половине года и вдохом во второй. Человек оказывается способным самостоятельно определить свой индивидуальный ритм и при необходимости вместить в один день или даже час естественные ритмы нескольких лет. Такова природа современного развития гениальности, при которой каждый, прилагая усилия, восхищает в себе высочайшие дары духа. Это позволяет сегодня противопоставить словам: "Много званных, но мало избранных" другие: Отныне избранным каждый делает себя сам!
Из рассмотренного раскрываются с очевидностью как общеконституциональные, так и частно-терапевтические аспекты воздействия звуков "Д" и "Т".
Так чрезмерно интенсивная деятельность гипофиза выражается в гигантизме (тип акселерата), в значительной физической силе, в ярко выраженной инстинктивно-волевой природе, со свойственной ей животной интуицией и смышленостью, в повышенной сексуальной потребности, в сумеречном сознании, отсутствии интеллекта и каких-либо духовных сил и способностей.
При чрезмерно интенсивной деятельности эпифиза наблюдается малый рост (вплоть до карликового), ярко выраженная духовная интуиция, очень развитая фантазия; ясное, цепкое сознание; сверхинтеллектуальность, значительные духовное силы и способности.
Их прототипы издревле изображались в образах глупых великанов и чрезвычайно умных, но тщедушных карликов или ведьм, обладающих огромными силами магических заклинаний. При всей своей физической силе великаны очень боялись карликов и ведьм, ибо те могли их превратить в ничто, в опавшие сухие листья деревьев.
Значительно позднее в качестве оппонентов великанов выступают интеллектуальные люди: Давид, поражающий Голиафа; Одиссей, побеждающий Циклопа и т.п. Не это ли имело место и в столкновении Атиллы, стоявшего с огромным войском варваров у стен Рима, с тщедушным римским папой Львом, приехавшим к нему навстречу на ослике в сопровождении нескольких безоружных священнослужителей.
Животный ужас перед неизвестной и непостижимой для него силой непротивления злу охватывает грозного, непобедимого воина, и он поспешно отступает.
Центробежная тенденция, присущая звуку "Д", целительно воздействует при всех случаях ослабления в человеке автономии, т.е. при аллергии, астме, диатезе. При различного рода лихорадочных состояниях,  сопровождаемых высокой температурой,  при  моторном беспокойстве,  а также при психических заболеваниях: шизофрении, маниакальных и маниакально-депрессивных психозах, психопатии и т. п. заболеваниях. В сочетании со звуком "Э" в соответствующем регистре он очень эффективен и при заболеваниях крови, системы кровообращения и сердца. Оказывает сильное воздействие на иммунную систему. Показан как профилактическое и лечебное средство при иммунодефиците.
В сочетании с "И" очень эффективен при импотенции и фригидности.
В соответствующем регистре звучания он регулирует кислотно-щелочной баланс в сторону увеличения Рн, воздействуя на всю систему обмена веществ. А при достижении верхнего уровня нормы Рн он возбуждает в организме процессы регенерации как внутренних органов, так и периферии организма. Восстанавливается эластичность и упругость кожи, преодолевается выпадение волос, стимулируется их рост, восстанавливается зрение, глаза приобретают ясность и блеск.
Он усиливает также память и вызывает интенсивный рост.
Центростремительная тенденция звука "Т" оказывает сильное терапевтическое воздействие при предрасположении к солеобразованию, минерализации организма и склерозу, а также при склонности к образованию опухолей.
В соответствующем регистре звучания он регулирует кислотно-щелочной баланс организма в сторону понижения Рн. Показан при пониженной кислотности и заболеваниях желудка. Регулирует баланс кровеносной и нервной систем головного мозга.

Звук " Э "

Если в "А" человек охватывает притекающие к нему из далей вселенной формообразующие силы, то в "Э" он переживает столкновение с окружающим его миром, приводит к равновесию силы его воздействия и противостоит им как личность. В нем он обретает внутреннее основание для постижения самого себя. Древние Греки усматривали в звуке "Э" прорывающееся наружу искрящееся пламя импульса Диониса и постигали в нем свое "ЭГО". В нем древний грек переживал себя любимцем Диониса. Тогда как в звуке "А" он ощущал в себе любовь Аполлона.
Происходящий приблизительно к семи годам переход от самоотдачи миру к противопоставлению себя ему можно обозначить как переход от переживания человеком звука "А" к переживанию звука "Э". Если же этот переход не совершается человеком, это приводит к слабоумию.  Он остается как бы в состоянии изумления, его уста остаются постоянно открыты, а восприятие - бессознательным.
Переживание звука "Э" сопряжено с жестами прикосновения к себе, с перекрестом или соединением рук и ног, концентрацией взгляда. В них воспринимается манифестация противоборства человека суггестивным влиянием его окружения, вплоть до навязывания самого себя этому окружению (жест Бонапарта).
С ними связано у человека одно из самых важных переживаний его развития - переживание симметрии. Оно оказывает чрезвычайно интенсивное воздействие на преобразование его животной природы, проявляющейся в сквернословии, клептомании, депрессиях и немотивированном страхе.
"Э" оказывает пробуждающее действие на сонливых, отстающих в развитии, не владеющих концентрацией внимания детей. Очень эффективно его использование для регуляции внутреннего и внешнего обмена веществ при чрезмерном ожирении или исхудании.
"Э" используется при слишком сильной открытости и болтливости детей, ярко выраженном сангвиническом темпераменте, непоседливости, а также при малокровии и бледности.
Оно показано при судорогах в системе обмена веществ и конечностей.
Вместе с "А" -  применяется при эпилепсии. Причем, будучи пропето непосредственно перед приступом, "Э" способно его преодолеть.
Оно оказывает сильное действие при всех видах спазмолитических нарушений моторного типа, начиная от писчего спазма до спазмолитического злокачественного паралича мозга.
Но основное поле действия "Э" разворачивается в системе кровообращения. Оно показано при всевозможных нарушениях деятельности сердца, сопровождаемых спазмами: стенокардии, коронарном склерозе и т. п. Мы применяем его при плохой циркуляции крови, низком кровяном давлении, медленном пульсе, при которых сердце ослаблено и вяло функционирует, или в состояниях, когда незначительное напряжение вызывает быстрое утомление, а также при истощении.
Основным органом приложения звука "Э" в системе обмена веществ является желчный пузырь. От нормального функционирования этого органа зависит вся система обмена веществ, процесс формирования крови, а также деятельная активность человека.

Звук "И"

В этом звуке человек приходит к переживанию своего личностного начала, своего Я, которое сообщает человеку, прежде всего, способность к прямохождению. Проявляясь непосредственно в походке, Я человека удерживает равновесие между всеми направлениями пространства. Изучение способности прямохождения отдельных людей раскрывает как специфику их индивидуальности, так и природу заболеваний. Так сдержанная в устремлении вперед походка обнаруживает боязливость и робость и является симптомом депрессии. Торопливая и как бы спотыкающаяся о собственные ноги походка, при которой голова опережается телом, обнаруживает импульсивно-страстную натуру и является симптомом паралича. Походка с явно выраженным нарушением баланса между правой и левой сторонами тела обнаруживает органическое ослабление Я и является симптомом истощения или алкоголизма.
Нарушения равновесия между верхом и низом выступают как в поверхностной, упругой, танцующей походке маниакального больного, так и в тяжелой, медлительной, шаркающей походке депрессивного, которому как бы едва удается вытянуть ногу из земли.
Походка, акцентирующая касание носка стопы - свидетельствует об эмоциональном, акцентирующая удлиненный, плавный перенос стопы - о мыслительном, а резко отрывающая стопу и уверенно ступающая на пятку - волевой типы индивидуальностей.
Таким образом, в последовательности переживаний звуков от "А" к "Э", а затем - к "И", достигается и формируется тот внутренний центр, в котором личность занимает позицию по отношению к окружающему ее внешнему миру.
В звуке "И" мы укрепляем силы нашего Я, которые воздействуют на наш позвоночник. Поэтому "И" показан при любых отклонениях в формировании и в движении позвоночника, особенно при кифозе и сколиозе. При сколиозе "И" необходимо сочетать с "Л".
"И" применим также для предотвращения нарушений межпозвоночных дисков.
В звуке "И" мы вносим недостающую силу "Я" при любого рода асимметриях организма, в частности, при косоглазии и астигматизме. От уровня внедрения силы Я в нервно-чувственную систему зависит также близорукость и дальнозоркость. Поэтому "И", пропеваемое соответствующим образом, восстанавливает нормальное зрение. Впрочем, целительное действие этого звука интенсивно воздействует на все органы чувств человека.
Особенно эффективно применение звука "И" при предрасположении к развитию преступных наклонностей: жестокости, вандализме, аморальности и т.п. Для ее преодоления наряду со звуком "И" необходимо использовать пропевание симметричного ряда: "АЕИ - ИЕА". Применение этих звуков позволяет нам не только нейтрализовать преступные наклонности человека, но и пробудить в нем высокое, устойчивое нравственное сознание.
Энергичное вмешательство силы Я необходимо также для регулирования процессов, начало или же завершение которых затруднено, к примеру, при менструации, как при ее задержке, так и при ее чрезмерной продолжительности. В данном случае используется наряду с "И" звуки "М" и "З".
Звук "И" показан также при непроизвольном опорожнении мочевого пузыря и при ночном недержании мочи. В этих случаях мы применяем "И" совместно со звуком "Ф" и некоторыми другими звуками.
Мы можем задействовать силы Я также и в системе обмена веществ. Недостаток этих сил проявляется в таких заболеваниях как диабет, панкреатит и холецистит. При диабете мы используем звук "И" совместно со звуками "Д", "Т" и "Ф".
Однако основной сферой деятельности сил Я в человеке является кровь, а именно теплота крови. В крови Я устанавливает соотношение баланса между внедряющимися извне впечатлениями органов чувств и восходящими от органов системы обмена веществ и конечностей внутренними впечатлениями. При этом происходит преобразование импульсов внешнего движения во внутреннюю тепловую подвижность, формирующую человеческий организм.
В звуке "И" связываются с дыханием процессы, происходящие в системе кровообращения и органов. В нем действуют силы формирования легких, в которых обращается в дыхание происходящее между внешним и внутренним, а также встречаются и гармонизируются ритмы дыхания и кровообращения в соотношении 1/4 или 18/72. Устраняя все помехи на пути взаимодействия этих ритмов, "И" преодолевает также заикание и бессонницу.

Звук  " Л "

В звуке "Л" выступает преодлевающая материю и одновременно трансформирующая ее сила. Он насыщен изливающимися из космоса, преодолевающими земное притяжение силами.
Особенно интенсивно в человеке "Л" воздействует на регуляцию системы желез и перистальтику кишечника. Поэтому он показан при ослабленном обмене веществ, запоре и при восстановлении циркуляции дыхания.
"Л" влияет на процесс водного обмена в организме, на переваривание и усвоение пищи. Недостаточное выделение соков в процессе пищеварения, приводящее к запорам, является важнейшим индикатором для применения звука "Л".
Он активизирует вдох, координирует ритмическую циркуляцию крови, воздействует на тканевую жидкость, лимфу, мозговую и спинномозговую жидкость. Поэтому его применение эффективно при всевозможных отложениях солей  и отеках.
Поскольку основная тенденция воздействия звука "Л" выражается в уравновешивании силы тяжести физического тела, его использование приводит к преодолению наиболее распространенного заболевания современности - хронической усталости и общей слабости.
"Л" показан при болях в коленях и эксудативном диатезе.
Он оказывает целительное воздействие при гиперплазии неба и миндалин, а также при катарах. Характерным при этом является приоткрытый рот, затрудненное дыхание, неясное произношение звуков "П", "Т" и "К", расплывчатое произношение звуков "М" и "Н". В этом случае многократное пропевание звука "Л" или рядов: "ЛСМУ" и "ЛМ" приводит к устранению указанных заболеваний. В большинстве случаев затрудненного дыхания, одышки, астмы и разрастания аденоидов оказывается вполне достаточным пропевания только звука "Л", а указанные звуковые ряды используются крайне редко, как сильнодействующее средство.
Особенно эффективно использование воздействия звука "Л" при душевном или физическом оцепенении  и параличах.
Благодаря своему универсальному целительному воздействию "Л" находит широчайшее применение в терапии искусства пения и речи.
В своем воздействии на инстинктивную природу человека "Л" преодолевает так же ощущение голода и жажды.
Влияние звука "Л" и включающего его звукового ряда "РЛСИ" используется также и в педагогических целях для преодоления трудностей, связанных с учебным процессом и для развития самостоятельно мышления.

Таким образом звук "Л"  показан при:
- необходимости регуляции системы желез внутренней секреции;
- ослаблении перистальтики кишечника;
- ослаблении обмена веществ;
- запоре;
- нарушениях (затруднениях) дыхания;
- нарушении водного обмена;
- необходимости в регуляции процессов: выделения соков, пищеварения и усвоения пищи;
- необходимости активизации вдоха и выдоха и координации ритмической циркуляции крови, тканевой жидкости, лимфы, мозговой и спинномозговой жидкостей;
- отложениях солей;
- отеках;
- водянке;
- гидроцефалии;
- хронической усталости;
- общей усталости;
- болях в коленях;
- эксудативном диатезе;
- гиперплазии неба и миндалин;
- катарах;
- аденоидном хабитусе: приоткрытый рот, затрудненное дыхание, неясное произношение;
- одышке;
- астме;
- душевном или физическом оцепенении;
- параличе;
- необходимости преодоления чувства голода и жажды;
- затруднениях, связанных с учебным процессом;
- развитии самостоятельного мышления.

Звук  " М "

В звуке "М" выражает себя само божественное как принцип равновесия полюсов материи и духа. Издревле с ним связывалось представление о человеческой космической сущности - о душе мира, или Логосе или о человеческой душе.
В представлении о душе у современного человека отсутствует четко соответствующая ему конкретизация. Оно отождествляется с представлением "дух". Но при таком отождествлении представлений возникает непонимание того поистине вселенского драматизма спасения человеческой души космическим Логосом, из которого возникло христианство. И если человеческая душа тождественна духу, то она должна обладать всеми атрибутами духа. Она ни от чего не зависит, ничему не подвластна и ничем несокрушима.
С другой стороны, представление о душе конкретизуется в форме одушевленной материи, в которой выступает не менее ограниченный круг явлений, чем при его отождествлении с духом.
И если отождествление души с духом произошло в результате принятия отцами католической церкви на VIII вселенском соборе в Константинополе декрета об упразднении духа как самостоятельного образования в человеке в 899 г. по Р.Хр., то отождествление души с принципом функционирования материи - достижение  современного материалистического мировоззрения.
Тогда как сущность души не может быть постигнута ни в одном из вышеуказанных отождествлений, но только в динамически устойчивом равновесии взаимодействия духа и материи. Схематично это может быть выражено следующим образом: см. рис.4

Символическим же выражением природы души является  крест, как форма, возникающая из пересечения двух потоков - необходимости телесного развития (горизонтальный поток) и свободы развития духа (вертикальный поток).
В природе души преодолевается безысходность противостояния образующих ее полярных элементов - духа и материи. В ней совершается их развитие и синтез. От него зависит дальнейшее существование как мира духа, так и мира материи. Именно это свершение и стояло под угрозой в начале нашего летоисчисления. Оно определило драматизм положения и высочайшее предназначение человека. Ибо душа человека находилась в состоянии предельной поляризации и распада. Ей грозила или полная утрата телесности, или полная утрата духа. Первая вела к моральному автоматизму и аскетическому эгоцентризму. Вторая - к моральному произволу и животному противоборству всех против всех. Эта реакция поляризации и распада должна была не только быть остановлена и преодолена, но и преобразована в реакцию синтеза в душе хотя бы одного человека. И это преобразование означало бы принципиальное изменение в развитии человеческой души и могло бы выступить импульсом для соответствующего преобразования других душ. Оно и было осуществлено в душе Иисуса из Назарета благодаря божественной гармонии воплотившегося в ней Логоса. И как в душе Адама некогда произошла поляризация и распад, охватившие все человечество, так в душе Иисуса осуществилось преобразование распада душевных сил в их новый синтез и охватило все человечество как возможность нового развития. Но эта возможность может быть реализована каждым самостоятельно и свободно. Ее не в состоянии реализовать за каждого из нас никто кроме нас самих. И то, что некогда свершилось в душе Иисуса, еще лишь совершается или только может совершиться в каждом из нас.
Преобразующая сила этого свершения пульсирует в звуке "М", импульсируя все силы души к их целостному или целительному синтезу. Она воздействует гармонизирующим образом на оба полюса человеческой души и приводит их к равновесию и взаимодействию. Осуществляется это воздействие через звуки, соответствующие каждому полюсу: звук "Х", выражающий собою полюс бестелесной духовности, и звук "С" - как выражение другого полюса - бездуховной телесности. Мы воспринимаем в сочетании этих звуков имена потомков Адама: Сим, Хам и Иафет, в каждое из которых как бы изначально заложен импульс преобразования. В имени Хам - равновесие осуществляется через преобразование животной природы (см. звук "А"). В имени Сим - через внедрение чисто духовного импульса (см. звук "И"). В имени Иафет - выступает как бы связующее через познание (см. звук "Ф") эти имена начало. Чрезвычайно интересен в этом плане факт переименования Христом апостола Симона-Петра: "отныне твое имя Кифа" (Иоанн 1, 42).
В имени Кифа внедрение чисто духовного импульса (см. звук "И") обретает силу полного господства над низшей природой и преобразование ее (см. звук "К") через познание (см. звук "Ф"). Примечательно, что всякий раз, когда силы духовного господства у апостола ослабевают, Христос тотчас называет его Симоном. Немаловажно, что именем Кифа древние индусы называли посвященных мистерий.
Таким образом, в звуке "М" выступает принцип равновесия душевных сил человека. Этот принцип первохристиане связывали с принципом Духа Святого или принципом Богородицы - Девы Марии.
В терапевтическом плане он может быть использован во всех случаях утраты равновесия во взаимодействии полярных систем организма: нервно-чувственной системы и системы обмена веществ или их проекций в ритмической системе: дыхании и кровообращении. Вместе с тем он показан и для удержания равновесия в каждой отдельной системе, органе и процессе. Поэтому его терапевтическое воздействие в принципе невозможно выделить. Оно необходимо во всех без исключения случаях. С его помощью на протяжении тысячелетий достигали исцеления человека. При этом звучание "М" использовалось в священных слогах как "АУМ", "Amen" или "Аминь".

Звук  " О "

Звук "О" означает исполненное глубокого понимания достижение определенной позиции к тому, что вызывает изумление. Изумление же вызывает все, что мы охватываем сознанием. Но "О" ставит нас в более интимное отношение к тому, что мы охватываем своим сознанием. И в этом его отличие от звука "А".
Если в "А" человек охватывает то, что порождает, формирует его извне, в "И" он вырабатывает внутреннее отношение, внутреннюю позицию к нему, в "О" он достигает полного его понимания, полного охвата своим сознанием его сущности и, исходя из этого понимания, оказывает воздействие и преобразовывает его. В звуке "О" воспринимается формообразующее аполлоническое начало.
В своем действии оно является полярной противоположностью звука "Е". Тогда как полярной противоположностью звука "А" является звук "У". Но если из полярного взаимодействия "А" и "У" создается формообразующее поле, оказывающее влияние на увеличение роста, то влияние формообразующего поля звуков "О" и "Е" преодолевает как избыточную полноту, так и чрезмерное исхудание.
В случае  ожирения поле взаимодействия этих звуков преобразовывает  слишком сильно действующую в теле тенденцию к кругу, привнося в нее другую тенденцию - к линии. Таким образом, не только преодолевается кругообразная тенденция и достигается нормальная человеческая форма, но и эта форма стабилизируется, сохраняется.
Обратный процесс имеет место при преодолении чрезмерного истощения. Но если при истощении мы имеем слишком сильное внедрение процессов обмена веществ в нервно-чувственную систему, оказывающее общее влияние на расползание и размягчение конфигурации тела.
Существенно, что при ожирении наблюдается не только деформация физического тела, но и деформация духовно-душевной природы человека. Прежде всего, утрачивается физическая и духовная подвижность. Далее, по мере отложения жира и изменения физической формы, наблюдается все возрастающее душевное безразличие как по отношению к собственной форме, так и по отношению к другим восприятиям чувств. Своим духовно-душевным существом человек в буквальном смысле поглощается системой обмена веществ и растворяется в ее процессах, отождествляется с ними. Естественным образом это состояние осознается, когда наблюдаешь возлежащую на лугу корову, постоянно отрыгивающую и пережевывающую заново проглоченную ранее наспех пищу, и испытывающую блаженство от процесса пищеварения. Весь ее облик исполнен безмятежного покоя, от избытка удовольствия веки ее опущены. Все остальное ей безразлично. Оно лишь отвлекает ее от единственно желанного действа. Она поглощена всецело и безраздельно своим пищеварением.
Однако в этом отождествлении с процессом пищеварения человек намного превосходит даже корову. Поскольку жир не выполняет в нем своей функции и не преобразовывается полностью в тепловую энергию, но откладывается во все возрастающей прогрессии, в организме возникают своего рода тепловые очаги, приводящие к локальным воспалительным процессам, стимулирующим все возрастающую потребность в пище. Его голод не только не ослабевает в процессе поглощения пищи, бесконечно возрастает, становится неукротимым и ненасытным. В качестве природного аналога этого его состояния выступает ненасытный кабан.
Христианские подвижники выражали это состояние в образе всепоглощающего огня и рассматривали чревоугодие как первый и по происхождению, и по значению смертный грех человека, совершая который, он становится подвластным и остальным смертным грехам: блуду, сребролюбию, гордости, гневу и т.д.
Полярное взаимодействие звуков "О" и "Е" в этом случае высвобождает духовно-душевные силы человека от их участия в процессах пищеварения системы обмена веществ и направляет на активное преобразование бесформенной массы, утратившей свой человеческий образ. Именно эти силы позволяют человеку взять себя в руки и достигнуть полного понимания, полного охвата своим сознанием сложившейся ситуации. Исходя из этого понимания, он оказывается способным воздействовать на нее, преобразовывать ее.
При этом важно учитывать значение достижения определенного дистанцирования от телесности и консолидации духовно-душевных сил, позволяющих человеку выработать внутреннее отношение, внутреннюю позицию к происходящему. Это становится возможным лишь посредством актуализации в себе сил, связанных со звуком "И" (см. с.       ). В свою очередь всецело подчинить себе систему обмена веществ возможно лишь путем ее одухотворения или внедрения в нее воздействия силы Я. А это достигается лишь посредством звуков группы "С" (см. с.     ). В сочетании со звуками группы "С"  "О" оказывает также влияние на регуляцию воздухообмена организма. В сочетании с "Л" и "М" он преодолевает метеоризм.
Если в ряду гласных "А -Е - И" мы совершаем переход от внешнего ко внутреннему, то в "И" происходит преобразование центростремительной тенденции в центробежную - направленную от внутреннего ко внешнему: "И -О -У". Поэтому для актуализации в себе силы звука "О" необходимо, чтобы сила звука "И" была бы уже задействована в организме. Лишь тогда становится возможным высвобождение духовно-душевных сил из процессов системы обмена веществ.
Таким образом, звук "О" показан при:
- регуляции как избыточной полноты, так и чрезмерного исхудания;
- регуляции воздушного обмена организма и преодоления метеоризма.

Звук  " Р "

В процессе фонации "Р" ощущается нечто ритмически вибрирующее, катящееся с грохотом: р - р - р. И как все ритмические процессы не исчезающее в бесконечности, но возвращающееся обратно к себе.
Терапевтически звук "Р" воздействует на ритм дыхания. В свою очередь дыхательный ритм воздействует на ритм кровообращения и через него осуществляет воздухообмен организма.
Звук "Р" вносит равновесие между вдохом и выдохом, соответственно, между самоутверждением и самоотдачей. Поэтому он используется для преодоления неуравновешенности душевной жизни человека, одышке, бронхиальной и кардиальной астме. Однако в этих случаях его применение необходимо предварить рядами звуков: "ЛМ" и "ЛАОУМ".
Воздействие "Р" особенно эффективно при нарушениях обмена веществ, предрасположении к запорам и ожирении. При этом оно осуществляется через усиление функций желез внутренней секреции.
Необходимо различать три плана воздействия звука "Р", соответствующие его трем фонационным формам: губной, языковой и небной. Воздействие губного "Р" ориентировано на нервно-чувственную систему языкового - на ритмическую систему и небного - на систему обмена веществ и конечностей. "Р" показан в случаях профессиональных неврозов: писчих спазмов, мышечных спазмов у скрипачей и виолончелистов, спазмов правой руки у зубных врачей и т. д.
Он не только преодолевает бессонницу, но и сопутствующие ей состояния: невольного моргания, сильного сжатия пальцев, дрожания членов. Он регулирует также ритм сна и устраняет последствия неспокойного поверхностного сна с частыми пробуждениями: вялость и инертность движений, бессознательное состояние, притупление чувств вплоть до помутнения сознания.
Таким образом, звук "Р" показан при:
- неуравновешенности и неустойчивости душевной жизни;
- одышке;
- астме (бронхиальной и кардиальной);
- нарушениях обмена веществ;
- запорах;
- ожирении;
- ослабленной деятельности желез внутренней секреции;
- профессиональных неврозах;
- писчих спазмах;
- бессоннице;
- беспокойном, поверхностном сне и сопутствующих ему состояниях: вялости и инертности движений, притупленности чувств, помутнении сознания;
- регуляции ритма сна.

Звуки группы  " С " :
С,    З,   Ж,   Ц  (Z)

Звуки группы "С" были издревле связаны с образом змеи, поскольку их переживание имеет определенное сродство с этим образом. Их тенденция выступает в формообразовании. Мы находим ее действующей в органах системы обмена веществ   -  в кишечнике. Звуки группы "С" позволяют человеку преодолеть свою животную природу. Последняя продолжает изживаться в системе обмена веществ, если эта система в недостаточной степени одухотворена или проникнута его "Я". Это проявляется в предрасположении человека к метеоризмам, отрыжке, геморрою, хроническим поносам и импотенции.
Правомерно животная природа должна быть задействована в человеке лишь в процессах пищеварения, ассимиляции и диссимиляции пищи кишечником и почками. Однако, если ее действие в системе обмена веществ не проникнуто деятельностью "Я", оно не удерживается в соответствующих ему границах и начинает проникать в ритмическую и нервно-чувственную системы.
Ее действие в ритмической системе проявляется первоначально в беспредметном беспокойстве и страхах, а затем приводит к органическим нарушениям: сердцебиению, гипертонии, недостаточному дыханию. Эти нарушения сопровождаются кошмарными сновидениями, насыщенными угрожающими ситуациями, связанными с нападением на человека диких животных.
Звуки группы "С" позволяют водворить импульс "Я" в систему обмена веществ и подавить неправомерное внедрение животной природы в ритмическую систему. Силам этих звуков свойственна также тенденция, уравновешивающая симпатию и антипатию человека, и сила, преодолевающая всякого рода беспокойство. Мы прибегаем к ней инстинктивно в случае, когда стремимся водворить спокойствие в помещение: с-с-с... Даже внутреннее представление этих звуков позволяет успокоительно воздействовать на беспокойных детей.
Действие животной природы на нервно-чувственную систему выражается в притуплении ощущений, во внутреннем оцепенении, в головной боли и притуплении сознания. Соответственно, все эти проявления преодолеваются звуками группы "С".
Этим звукам свойственна двойственность в плане их воздействия. Они, с одной стороны, укрепляют и организуют силы и процессы, находящиеся в человеке в состоянии неправомерного растекания. Это, прежде всего, процессы, связанные с бесконтрольным распространением животной природы из системы обмена веществ на другие системы. Оказывают мощное воздействие на укрепление силы воли человека, они делают ее неколебимой, твердой и блистательной как бриллиант. Вместе с тем, они оказывают успокаивающее и даже растворяющее всевозможные затвердения воздействие. Поэтому они показаны при тенденции к образованию камней.
Собственно, регулирующую функцию этих звуков в системе обмена веществ можно усмотреть на процессах газообразования.
Чрезмерная активность животной природы в системе обмена выражается, прежде всего, в избыточном газообразовании, приводящем к шарообразному раздуванию живота. Вместе с тем она чрезмерно активизирует и водный элемент, что выражается в избыточном образовании жидкости в кишечнике и ведет к метеоризмам и поносу.
Соответственно, индифферентность животной природы человека в системе обмена веществ выражается в слабом газообразовании, приводящем к чрезмерной сухости и плотности субстанций в кишечнике, отсутствии перистальтики и запору вплоть до паралича кишечника.
Двойственный характер звуков этой группы проявляется также на активизации роста (вплоть до возбуждения роста у карликов) и на преодолении Базедовой болезни.
Их двойственность очевидна на процессах растворения всевозможных наростов и новообразований и на процессах укрепления памяти.
Таким образом, звуки группы "С" показаны при:
- необходимости преодоления чрезмерной активности животной природы человека, выражающейся в следующих симптомах: геморрое, отрыжках, метеоризмах и поносах;
- ослаблении функций желез внутренней секреции;
- импотенции;
- беспредметном беспокойстве и страхах;
- тахикардии;
- гипертонии;
- недостаточности дыхания;
- кошмарных сновидениях;
- неуравновешенности в симпатиях и антипатиях;
- моторном беспокойстве;
- притуплении чувств, внутреннем оцепенении;
- смутном сознании;
- головных болях;
- атрофии воли;
- камнеобразовании;
- отсутствии перистальтики вплоть до паралича кишечника;
- запорах;
- проблемах с ростом, вплоть до преодоления карликового роста;
- чрезмерном газообразовании, вызывающем шарообразное раздувание живота;
- базедовой болезни;
- разрастании аденоидов: миндалин, полипов, наростов и т. п.
- ослаблении памяти.

Звука "Х"  и "Ш"

В звуках "Х" и "Ш" переживаются воздушные формы. В "Х" -  воспринимаются формы веяния, подступающего к человеку, в "Ш" - воспринимается нечто сдувающее, уносящее прочь.
Звук "Х" является регулятором деятельности кишечника. "Ш" воздействует на желудок и примыкающую к нему часть кишечника. В случаях так называемого "слабого пищеварения", приводящего к застаиванию пищи в желудке, используется звук "Ш".
Вместе с тем, звук "Ш" стимулирует образование соляной кислоты в желудке, соответственно, он используется при алкалозе. Тогда как звук "Х", напротив, подавляет процесс образования кислоты и может быть использован как чрезвычайно эффективное средство при ацидозе.
Звук "Х" в сочетании с "А" особенно важен для снятия психических напряжений и страха, возникающих в критических ситуациях. И в этом он импульсивно родственен смеху. Им эффективно преодолеваются такие симптомы внутренних напряжений как нервный кашель, раздражение гортани, затрудненное глотание. Он организует собственные силы духа в человеке из состояния их внутренней распущенности и интерференции, наделяя человека самообладанием, целенаправленностью и уверенностью в себе. Это качество звука "Х" в известном манускрипте XVI века характеризуется следующим образом:
"Х"- никакая неудача не застанет его врасплох, никакое несчастье не подавит, непобедим он для любого врага".
Если же человек оказывается не в состоянии владеть собой и "расползается" в критической ситуации или пасует перед внешним препятствием, это приводит к функциональным (эффект испуганной ящерицы), а затем и к органическим нарушениям его желудочно-кишечного тракта: воспалению слизистой оболочки желудка (гастрит), кишечника (колит), а также к язвам желудка, к образованию наростов и опухолей.
Очень эффективно применение звука "Х" при предрасположении к рвоте в первые месяцы беременности или при сложностях с удержанием плода, а также при ночном недержании мочи.
"Х" целительно воздействует при спазмах пилоруса и рвоте у новорожденных. Он показан также при предрасположении к спазмам желудка и головным болям у детей в период полового созревания.
В противоположность центростремительной направленности звука "Х", "Ш" присуща центробежная тенденция, как бы расчищающая путь для уверенного продвижения вперед. В нем действует сила, преодолевающая все препятствия, сдувающая их прочь как карточные домики своим огненным дыханием: "Ш-Ш-Ш!", - с дороги победителя самого себя и властелина мира.
Таким образом, звуки "Х" и "Ш" показаны при:
- необходимости регуляции деятельности кишечника и мочевого пузыря;
- регуляции кислотности желудка (при повышенной кислотности - "Х", при пониженной  кислотности - "Ш");
- застаивании пищи в желудке;
- снятии внутренних напряжений, страха и их последствий: нервного кашля, раздраженности гортани, затрудненного глотания, гастрита, колита, недержания кишечника и мочевого пузыря, язв, наростов и опухолей доброкачественных и злокачественных;
- рвоте и недержании плода беременных;
- спазмах пилоруса и рвоте новорожденных;
- детском ночном недержании мочи;
- предрасположении к спазмам желудка и головным болям детей в период полового созревания;
- отсутствии самообладания, целенаправленности и уверенности в себе;
- внутренней потере себя в критических ситуациях или перед возникающими препятствиями.















Мистерия Слова