Посвящаю выдающемуся российскому учёному
Сергею Петровичу Капице, поддержавшему
  меня в работе над этим текстом


Концептуальные положения

1. Изучение морфологии развития современных демократических государств обнаруживает чётко выраженную тенденцию становления в их недрах правовой государственной системы. Совмещение этих систем возможно лишь до тех пор, пока противоречия между ними разрешимы политическими средствами.
Эти противоречия выражаются в таких проблемах демократических государств как "экспорт демократии" и принудительное сохранение целостности государств. Но основное противоречие этих систем состоит в несовместимости их системообразующих принципов.

2. Совмещение несовместимых системообразующих принципов демократических систем происходит вследствие совмещения в общественном сознании логически несовместимых понятий "общего" и "целого", находящих выражение в широко распространённой в быту формуле: "в общем и целом". Тогда как "общее" возникает в результате сложения элементов в метрических системах построения механизмов, а "целое" - в итоге деления в ультраметрических системах формирования организмов.
Соответственно, демократическая государственная система является результатом механического сложения её региональных и/или национальных субъектов, а правовая - итогом её деления до отдельных граждан -  субъектов правовой государственной системы.

3. В правовой государственной системе отсутствует возможность делегирования гражданами собственных представительских полномочий, поскольку сами граждане являются её субъектами и могут делегировать и представлять в ней только самих себя. Поэтому, основанные на выборах представителей граждан, структуры власти демократической государственной системы в принципе, не могут быть сформированы в правовом государстве. В правовом государстве могут избираться только законы, а не граждане! Тогда как граждане должны назначаться в правовом государстве на основании результатов конкурса, проводимого соответствующим профессиональным аттестационным советом. Таким образом, в правовом государстве устанавливается диктатура закона.

4. В правовом государстве необходимо, прежде всего, преобразовать все выборные структуры законодательной ветви власти демократического государства в работающий на профессиональной основе Институт Законодательства, который будет аккумулировать посредством современных технических средств законодательные инициативы граждан "ius", приводя их к законопроектам "lex", которые после опубликования в СМИ и всестороннего обсуждения могут быть вынесены на всеобщий законодательный референдум.
5. В правовом государстве необходимо также преобразовать все выборные структуры исполнительной ветви власти демократического государства в работающий на профессиональной основе Институт Исполнения Закона, на который должны возлагаться функции обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, обеспечения внутренней и внешней безопасности.
Выборная должность президента демократического государства должна быть упразднена. А управленческая функция, делегированная президенту гражданами, - возвращена гражданам в форме всеобщего законодательного референдума.
Аттестационный совет Института Исполнения Закона должен обладать правом назначения на должность президента правового государства по конкурсу граждан достигших сорокалетнего возраста независимо от их расовой, национальной или половой принадлежности.
По окончании срока пребывания в должности президента эти граждане получают пожизненный статус членов президентского совета, собираемого действующим президентом для принятия неотложных решений в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

6. В правовом государстве необходимо также преобразовать все выборные структуры судебной ветви власти в работающий на профессиональной основе Институт Судопроизводства, на который должны возлагаться функции конституционного контроля, правосудия, контроля за законностью, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений.
В соответствии со спецификой законодательства в Институте Судопроизводства должны действовать Аттестационные советы, назначающие по конкурсному принципу соответствующих его профилю тех граждан правового государства, которые достигли пятидесятилетнего возраста, независимо от их расовой, национальной или половой принадлежности.

7. Поскольку необходимость участия во всеобщем законодательном референдуме всех граждан правового государства с шестнадцатилетнего возраста обусловлена невозможностью делегирования ими собственных представительских полномочий, граждане не принимающие участия в законодательном референдуме без уважительных причин, утрачивают статус его субъектов.
Таким образом, преобразование демократического государства в правовое государство возвращает законодательную функцию представительной власти гражданам - единственным субъектам правового государства.
  
8. Рассмотрим принципы формирования систем жизнедеятельности граждан в правовом государстве.
На смену родовым, расовым, классовым, партийным и конфессиональным принципам формирования систем жизнедеятельности граждан демократического государства в правовом государстве выступают функциональные принципы, на которые возлагается роль интегрирующих начал формирования систем жизнедеятельности граждан.
Эти принципы позволяют преобразовать синкретные взаимосвязи систем жизнедеятельности граждан демократического государства в целостные, функционально-взаимосвязанные автономные системы жизнедеятельности граждан в правовом государстве: духовную, образовательную, государственную и хозяйственную.
В качестве аналога целостного взаимодействия функционально-взаимосвязанных автономных систем жизнедеятельности граждан правового государства должен быть рассмотрен человеческий организм, осуществляющий целостное взаимодействие функционально-взаимосвязанных автономных систем: нервно-чувственной, дыхания, кровообращения и обмена веществ.

9. Духовная система правового государства формируется по принципу свободы в удовлетворении духовных запросов и потребностей граждан. Образовательная система формируется по принципу равноправия граждан в получении образования. Государственная система формируется по принципу равенства граждан перед законом.  Хозяйственная система формируется по принципу братства в достижении благосостояния граждан.

10. Когда на государственную систему жизнедеятельности граждан демократического государства возлагаются обязанности по удовлетворению духовных, образовательных и хозяйственных запросов и потребностей граждан, она оказывается не в состоянии исполнять функционально присущие ей обязанности перед гражданами по разработке законов, судопроизводству, обеспечению их внутренней и внешней безопасности, контролю правовых отношений, соблюдению равных прав пользования гражданами, как личной собственностью, так и собственностью общегосударственного значения и т.д.
Вместе с тем, поскольку государственная система формируется по принципу равенства, духовная, образовательная и хозяйственная системы жизнедеятельности граждан подвергаются под её влиянием прокрустовым эффектам унификации, способствующим развитию ограниченных материальных стандартов и усечённых духовных запросов граждан.
Поэтому государственную систему в правовом государстве необходимо освободить от обязанностей по материально-техническому обеспечению духовной, образовательной и хозяйственной систем жизнедеятельности граждан, а также и от обязанностей, связанных с управлением этими системами.
Соответственно, все структуры государственной системы управления духовной, образовательной и хозяйственной системами: министерства, ведомства, управления, комитеты, агентства, службы и так далее, - должны быть упразднены, предоставляя самим системам возможность их функционально правомерной организации снизу доверху.
Освобождённые от служебной деятельности сотрудники соответствующих структур государственной системы будут активно востребованы интенсивно развивающимися структурами функционально-взаимосвязанных автономных систем правового государства.

11.Чтобы рассмотренные преобразования оставались необратимы, демократической государственной системе необходимо безвозмездно передать духовной, образовательной и хозяйственной системам жизнедеятельности граждан права на всю функционально используемую ими государственную собственность за исключением собственности, которую государственная система использует для собственных учреждений, силовых структур, вооружённых сил и ОПК.
Но одновременно с передачей демократической государственной системой прав на собственность, системам жизнедеятельности граждан должны быть переданы также и обязанности по материально-техническому обеспечению этой собственности.

12. Теперь рассмотрим проблему целостности демократического государства.
Демократическое государство как совокупное образование субъектов не обладает целостностью, поэтому оно не может препятствовать выходу своих субъектов. Это было констатировано в Конституции СССР 1936 года. Но в ней не были прописаны механизмы этого процесса.
Преобразование демократического государства в правовое государство позволяет решить проблему целостности государства не принудительным удержанием его субъектов, но преобразованием совокупного геополитического пространства субъектов демократического государства в целостное правовое пространство субъектов правового государства - граждан.

13. Для такого преобразования сегодня наиболее эффективен механизм суверенизации, который должен быть задействован в преобразовании субъектов демократического государства до отдельных граждан как суверенных субъектов правового государства.
Механизм суверенизации позволяет посредством всеобщего законодательного референдума граждан автоматически преобразовать всё геополитическое пространство субъектов демократического государства в целостное правовое пространство субъектов правового государства - граждан.
С упразднением субъектов демократического государства их управленческие структуры будут преобразованы в органы исполнения закона в централизованной структуре Института Исполнения Закона целостного правового государства.
Соответственно, проблема гражданства субъектов правового государства - граждан будет решаться в индивидуальном порядке безотносительно к его целостности.

14. Из изложенного очевидно, что демократическая государственная система как система власти народа принципиально отличается от правовой как системы власти закона.
Преобразование демократического государства в правовое государство осуществляется путем изложенных выше преобразований, при которых власть закона формируется самими гражданами и составляет правовую основу их жизнедеятельности в духовной, образовательной, государственной и хозяйственной системах. Для представителей этих систем должен быть сформирован специальный центр, на который будут возложены обязанности по изучению всех вопросов взаимодействия функционально взаимосвязанных автономных систем жизнедеятельности граждан.
Предложения этого центра, наряду с законодательными инициативами граждан, будут передаваться Институту Законодательства для переработки в законопроекты, которые после их опубликования и обсуждения в СМИ будут вынесены на всеобщий законодательный референдум граждан.
Только принятые на всеобщем законодательном референдуме граждан правового государства законы приобретут общезначимый статус и сакральный смысл: "Vox populi vox Dei".


Симон Киквадзе

25 декабря 1999г
г. Санкт-Петербург







О перспективах развития современных демократических государств